К столетию Службы внешней разведки РФ, которое отмечается сегодня, мне было сложно выбрать для публикации какой-то один материал из семейного архива. Вместе с тем 20 декабря — это не только День внешней разведки, но и День сотрудников органов госбезопасности в целом. Поэтому я расскажу о том «экспонате» своего архива, который имеет, пожалуй, самую долгую историю и относится к крупнейшей контрразведывательной операции 1925 года.

Передо мной маленькая по формату и внешне ничем не примечательная книжечка издательства «Карелия», 1978 г. Скромная по оформлению обложка и надпись: «В переломные годы». Имя автора указано мелким шрифтом в верхнем углу: И.М. Петров (Тойво Вяхя). Короткая аннотация сдержанно сообщает, что воспоминания написал «участник финской революции 1918 года, героического лыжного рейда Тойво Антикайнена, знаменитой чекистской операции «Трест», ветеран Великой Отечественной войны….». Упоминая операцию «Трест», издатели, однако, не сказали главного: Тойво Вяхя — именно тот человек, который задержал аса британской разведки Сиднея Рейли, а затем участвовал в инсценировке его убийства при попытке пересечения границы, чтобы запутать английские спецслужбы. Более того, для успеха операции Вяхя по указанию руководства советской разведки и контрразведки пришлось изобразить и собственное «убийство», чтобы навсегда исчезнуть из прежней жизни, а позже возродиться на другом конце страны как начальник погранзаставы по имени Иван Михайлович Петров.

Напомню, что чекистская контрразведывательная операция «Трест» проходила в 1921 — 1926 гг.: была создана фальшивая организация антибольшевистского подполья «Монархическое объединение Центральной России» (МОЦР), чтобы помочь ВЧК выявить монархистов и антибольшевиков. К успехам операции принадлежит, в частности, заманивание британского разведчика Сиднея Рейли в Советский Союз, где он был арестован. А Тойво Вяхя в рамках этой операции была отведена задача держать открытым на участке границы своего погранкордона «окно». Успех операции «Трест» стал возможен благодаря легенде о том, что Тойво Вяхя — продажный пограничник, изменник и предатель, впоследствии расстрелянный (мнимо) после разоблачения и ареста. Для сохранения этой легенды после ареста Сиднея Рейли он вынужден был расстаться со своим именем и национальностью. Вместо Тойво Вяхя на одной из погранзастав Дальнего Востока «появился» Иван Михайлович Петров (награждённый к тому времени орденом Красного Знамени), а командир 13-го погранкордона Тойво Вяхя «исчез» на долгие годы.

Ян Флеминг называл Рейли одним из прототипов своего Джеймса Бонда, а Тойво Вяхя, запросто описывает свою одиссею с Рейли, которого ему даже пришлось таскать на себе (причем голого) при переправке через реку. Было это все в далеком 1925 году, т.е. 95 лет назад! Как участник операции «Трест» Тойво Вяхя лично и много общался с легендарным Артузовым — одним из основателей советской разведки и контрразведки, а также с предшественником Артузова, руководителем операции «Трест» Мессингом, с преемником Дзержинского Менжинским… И вот на обороте обложки книги своих воспоминаний Тойво Вяхя оставил дарственную надпись моему деду в 1979 году. Получается, что с основателями нашей внешней разведки, а также с «королем шпионов» и прототипом Джеймса Бонда Сиднеем Рейли я «знакома» всего через две пары рук. И эти руки непосредственно держали книгу, о которой я сейчас пишу. Определенно я живу в музее!

"Зам. председателя КГБ СССР, Генералу Армии Цвигуну Семену Кузьмичу - с глубоким уважением. И. Петров (Toivo Vähä) 24.10.79 г." Дарственная надпись Тойво Вяхя в книге воспоминаний "В переломные годы" и фотокарточка автора. Семейный архив

Свои воспоминания Тойво Вяхя описывает очень непосредственно, даже с определенной долей самоиронии. Благодаря такому эмоциональному рассказу со множеством примечательных деталей события почти столетней давности предстают так явственно, будто произошли вчера. Позволю себе опубликовать фрагмент, где Тойво Вяхя описывает свое общение с Рейли и последующие события с инсценировкой убийства британского разведчика. Здесь и далее — сканы страниц книги Тойво Вяхя «В переломные годы», издательство «Карелия», 1978 г. (стр. 33-43 и 44-48):

Много десятилетий Тойво Вяхя жил под другим именем, полностью изменив свою жизнь, пока в 1965 году Лев Никулин не опубликовал свой роман-хронику «Мертвая зыбь». Именно для бесед со Львом Никулиным Тойво Вяхя расконспирировался в 1964 году и в августе того же года в газете «Калининградский комсомолец» вышла статья под заголовком «Человек из легенды», после которой имена Тойво Вяхя и И. М. Петрова стали единым целым. К тому времени Иван Михайлович переехал в Петрозаводск, где посвятил себя писательской деятельности. А легендарный режиссер Сергей Колосов в 1967 году снял по книге Никулина 4-х серийный фильм «Операция «Трест» (премьера состоялась 22 мая 1968 г.). Артузова в фильме блистательно сыграл Армен Джигарханян, Сиднея Рейли — Всеволод Якут, а роль Тойво Вяхя исполнил Иван Власов.

Впрочем, к тому времени рассекреченный Тойво Вяхя и сам поучаствовал в съемках фильма. Между тем, в книге своих воспоминаний 1978 года Вяхя дает интересные подробности о своем общении с автором экранизированной книги «Мертвая зыбь» Львом Никулиным, споря с ним в оценке некоторых ключевых участников операции:

Доподлинно неизвестно, где и при каких обстоятельствах состоялась встреча моего деда и Тойво Вяха. Полагаю, что это было связано с тем, что Семен Кузьмич курировал работу Управления Погранвойск, которое в 1970-е гг. — в момент встречи с полковником погранвойск Иваном Михайловичем Петровым (Тойво Вяхя) — входило в структуру КГБ СССР. Судьба Сиднея Рейли сложилась трагично. Высказывались предположения, что арестованного «короля шпионов» удалось склонить к работе на нашу разведку, но большинство историков со ссылкой на документы ФСБ утверждают, что этого не произошло, и Рейли был расстрелян 5 ноября 1925 года. Архивы также говорят о том, что меры насилия во время допросов к Рейли не применялись, а сам британский подданный вел тайный дневник, делая записи на папиросной бумаге и пряча их в стене камеры. Дневник Сиднея Рейли вышел в Англии в 2000 году. Приговор к высшей мере наказания, который был вынесен Рейли еще 1918 году, был исполнен в ноябре 1925-го и, как считают историки, по личному распоряжению Сталина. Моему деду в тот момент было всего восемь лет. До работы в органах госбезопасности и, тем более, до встречи с Тойво Вяха было еще очень далеко.

Автор — Виолетта Ничкова

Использование материалов блога разрешено только при активной ссылке на источник

Автор generaltsvigun.ru

Оставьте комментарий