На этой неделе состоялась премьера нового отечественного сериала — шпионской драмы «ГДР». Проект обещает стать одним из главных кинособытий текущего сезона. Сначала 12 февраля в столичном кинотеатре «Октябрь» прошел предпоказ сериала, в ходе которого гостям представили первые две серии «ГДР», а на сцену вышли создатели проекта, включая таких известных кинопродюсеров как Юрий Сапронов, Федор Бондарчук и Тимур Вайнштейн. А 16 февраля показ стартовал уже на платформе Wink. Мне посчастливилось побывать на премьере в «Октябре» и для меня это было символично по целому ряду причин.
Во-первых, именно здесь почти полвека назад проходили премьеры двух из трех фильмов кинотрилогии моего деда Семена Цвигуна — «Фронт за линией фронта» (1978) и «Фронт в тылу врага» (1982), в которых снимались в том числе и актеры из ГДР, а заключительный фильм производили совместно с государственной кинокомпанией ГДР «DEFA». Во-вторых, дед в ранге первого заместителя председателя КГБ СССР (1967 — 1982) много работал по линии сотрудничества со спецслужбами ГДР, о чем я уже неоднократно писала в этом блоге, а потому мне было не только интересно, но и в чем-то волнительно посмотреть новый сериал о том времени и тех людях, о которых я за последние годы работы с семейным архивом узнала довольно много.
Важная деталь: как заявляют авторы «ГДР», фильм основан на реальных событиях. Однако, что именно сценаристы взяли из реальности, а что дополнили художественным вымыслом — тут грань довольно тонкая и разобраться будет сложно, а в намеках можно будет запутаться. Еще деталь: одним из трех консультантов сериала «ГДР» выступил Леонид Млечин (указан в титрах). Удалось ли авторам избежать избитых стереотипов о Восточной Германии и ее спецслужбах? Или для создания закрученной интриги были использованы все известные штампы без оглядки на историческую достоверность? Получилось ли интересное умное кино или просто динамичный развлекательный кинопродукт? Пока не возьмусь судить о всем сериале, т.к. видела только первые две серии на предпоказе, но одно могу уже сказать точно: режиссура, монтаж и актерская игра в сериале на высочайшем уровне!
А пока воспользуюсь громкой премьерой сериала «ГДР», чтобы опубликовать новые материалы о реальной ГДР и ее спецслужбах из моего архива. И начну с Берлинской телебашни — ее в сериале довольно много, она мощная визуальная доминанта Берлина и один из главных символов столицы Восточной Германии. А вращающийся ресторан в круглом шаре телебашни в 1970-е гг. стал излюбленным местом встреч представителей КГБ СССР и МГБ ГДР во время приездов в Берлин Семена Цвигуна.
«ТВ- и УКВ-башня Берлина» («Fernseh- und UKW-Turm Berlin», как гласило раньше её официальное название) была открыта в октябре 1969 года в Восточном Берлине (район Митте). Высота — 365 метров (после реконструкции в 1997 г. — 368 м.). Ширина шара с рестораном — 32 метра. В тот момент Берлинская телебашня была второй по высоте среди всех телебашен мира. В этом рейтинге её обгоняла только наша Останкинская телебашня. При этом в списке самых высоких свободно стоящих сооружений в мире в то время Берлинская телевышка занимала третье место после Останкинской телебашни и Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке. На сохранившихся в моем архиве туристических проспектах Берлина начала 1970-х гг. телевышка однозначно является одним из главных символов столицы ГДР.
Прекрасные виды на город открываются со смотровой площадки телебашни. Эти видами на столицу ГДР в январе 1970 г. любовался и мой дед:
С момента открытия Берлинской телебашни посещение ее смотровой площадки и ресторана часто включалось в программу пребывания делегаций из КГБ СССР в ГДР. В 1975 году моя бабушка Роза Михайловна Цвигун сопровождала моего деда в поездке в Берлин и тоже посетила эту красивую телевышку:
После объединения Германии в 1990 году нашлись люди, которые стали требовать сноса башни. Но Федеративная Республика решила сберечь сооружение. Немцы — люди практичные! Западногерманская компания Deutsche Telekom, получая Берлинскую телебашню в своё распоряжение, вложила более 50 миллионов марок в модернизацию систем передачи. Отныне вещание этого бывшего символа ГДР шло уже в ином формате — не только идеологическом, но и техническом.
Автор — Виолетта Ничкова