21 марта 1967 года в советском Баку впервые за многие десятилетия запретов широко и открыто отмечали Новруз (Навруз) — праздник прихода весны и Нового года по астрономическому солнечному календарю, принятый у иранских и тюркских народов. Вопреки распространённому мнению, Навруз неправильно называть мусульманским праздником, он не имеет отношения к исламским обычаям, а является интернациональной традицией. Однако еще в 1937 году после принятия Конституции СССР религиозные и национальные праздники были запрещены. Хотя, несмотря на все запреты, Навруз в народе негласно все же отмечали.

Этот запрет действовал в течение 20 лет, а после смерти Сталина религиозные и национальные праздники, в том числе и Навруз, были реабилитированы, — правда с оговоркой: перестали действовать какие-либо официальные запреты на то, чтобы отмечать такие праздники в кругу семьи. Одновременно с этим советские идеологи задумались над тем, чтобы адаптировать некоторые национальные праздники под идеологию государства. В качестве эксперимента было принято решение о праздновании 6 марта 1966 года русской Масленицы под названием «Проводы русской зимы», а 20 марта – праздника Навруз под видом «Встречи весны». На сайте vzglyad.az есть любопытная статья Гюльнары Зейналовой «Мифы советского времени о Новруз байрамы», в которой автор, в частности, отмечает:  

««Проводы русской зимы» в тот год отмечали в Ленинградской области. Однако, почему-то в том же году празднование Навруза было отложено. Наконец, в 1967 году было разрешено отметить этот праздник в Баку под названием «Праздник весны»».

Свидетелем и участником этого яркого исторического события стала моя бабушка, Роза Михайловна Цвигун, которая в то время жила в Баку вместе с семьей: мой дед тогда возглавлял КГБ Азербайджанской ССР, а моя мама Виолетта (Вела) училась в Бакинском медицинском институте. Сын Михаил уже уехал учиться в Москву и не застал необычные праздничные гулянья. О своих впечатлениях и размышлениях о празднике Навруз, проходящем в Баку под прикрытием праздника Весны бабушка оставила любопытные и местами эмоциональные записи. Эти фрагменты дневника интересны и описаниями очевидца, и мыслями человека своего времени, своего окружения, своей партии и своего коммунистического мировоззрения.

Из дневников Розы Цвигун:

21.03.1967

Впервые за все годы жизни в Баку видела сегодня, как азербайджанцы празднуют свой мусульманский Новый год – Ноуруз (Новруз или Навруз – прим. В. Н.). Название ему сменили, теперь это называют праздником Весны, но дух у этого праздника остался старый. За несколько дней до этого в магазинах на прилавках появились тарелки с пророщенной пшеницей, как это делают у нас на Пасху. В вазончиках стоят крашеные яйца, открыт специально павильон-ярмарка по продаже национальных сладостей, а в центре павильона сделан шатер из металлических спаянных труб, по углам которого горят свечи огромные (электрические) и стоят корзины с головками сахара.

Фрагмент дневника Розы Цвигун за 21 марта 1967 г. Семейный архив

Вечером у Девичьей башни собралось много народа. В открытой машине провезли по проспекту Нефтяников девушку в костюме Весны и сладостями на подносах. Машину сопровождали лихие всадники с факелами в руках. Затем был зажжен огонь на башне в честь праздника. Огонь был зажжен почетными гостями: старыми коммунистами, участниками борьбы за победу Советской власти в Азербайджане. (Как будто ради этого дня, чтоб возродить свой праздник, они воевали!).

Когда совсем стемнело (в 20 ч.) с башни дали трехкратный салют фейерверка, играла музыка, выступали артисты.

Газеты «Баку», «Бакы», «Азербаjчан муэллими» (название газеты бабушка записала неразборчиво — прим. В. Н.) пестрят красочными заголовками в честь праздника Весны. Удивительно, почему «Бакинский рабочий» не откликнулся на это мероприятие в столь торжественный день?

Возможно и надо возрождать народные праздники и гулянья, но каждое мероприятие должно быть идейно направлено. Я считаю, что проводить организацию данного праздника не следовало бы на уровне секретаря ЦК.

Совмещать праздник Весны с днем мусульманского нового года также не следовало. И если уж сделать такой день, то в нерабочее время, в воскресенье, когда все жители Азербайджана могли бы праздновать его, а не только мусульмане. Да и крашеные яйца со свечами не совсем уместны. Ведь русскую Пасху не поощряют партийные руководители! А здесь это возвели в степень наибольшей высоты. Печать, радио, телевидение – все напоминало и говорило о празднике людей мусульманской веры. Русские, армяне, другие нации, населяющие город, возмущались односторонним ликованием и нарушением движения городского транспорта.

Я думаю, что кто-то решил схитрить, думая, что все дураки и поверят в то, что в Азербайджане празднуют Весну, на самом деле ею прикрыли то, что еще сидит во многих, даже из числа руководителей, — веру в свои старые традиции. К сожалению, моего мнения никто не спрашивает, и пишу я это, чтоб мои потомки знали о моих взглядах.

22.03.1967

Учение основ марксизма-ленинизма моя дочь воспринимает правильно, и я очень рада. Сегодня у них в институте царила приподнятая атмосфера. Все говорили о «Весне», что это их (азербайджанцев) самый любимый, самый радостный праздник и надо новый год всегда встречать так, а не 31 декабря, ни зима, ни лето. Ведь существуют два календаря! На это она ответила, что пользуется одним — общепринятым. Тогда одна студентка с восторгом отметила, что в Иране по этому поводу даже шах и шахиня выступали. «А ты лучше на советскую власть ориентируйся, а не на шаха», — ответила ей Вела. Молодец, Велка!!!

Однако иранский шах действительно сыграл тогда важную роль в возрождении праздника Навруз в Азербайджане. Вот, что по этому поводу пишет автор статьи «Мифы советского времени о Новруз байрамы»: «То, что в 1967-м году советское руководство неожиданно разрешило отмечать Новруз, связывают с политикой СССР на Ближнем Востоке, в особенности по отношению к Ирану. В 1965 году состоялся визит иранского шаха Резы Пехлеви в СССР. На встрече с Л. И. Брежневым иранский шах, говоря об укреплении культурных связей между СССР и Ираном, затронул тему празднования Новруза. Поэтому 22 августа 1966 года было подписано соглашение «О культурных связях между Шахиншахским Правительством Ирана и правительством СССР». (…) И с 1967-го года в Баку начали проводить празднества по случаю Новруза».

Между тем, до перевода Семена Цвигуна в Москву на должность заместителя Андропова оставалось ровно два месяца. Но в момент праздника Весны в Баку еще ничто не предвещало такого крутого поворота в судьбе моего деда и всей его семьи. Как ничто не предвещало и то, что через 27 лет моя бабушка примет святое Крещение, вера станет важной частью ее жизни, она будет отмечать православные праздники, а на Пасху обязательно красить яйца и запасаться куличами.

Поздравляю с Наврузом всех, кто отмечает сегодня!

Автор – Виолетта Ничкова

Все статьи блога теперь и в телеграм-канале Генерал Цвигун. Частные хроникиhttps://t.me/generaltsvigun

Использование материалов блога разрешено только при наличии активной ссылки на источник

Автор generaltsvigun.ru

Оставьте комментарий