СМИ сообщают, что сегодня проходит самый массовый ЕГЭ основной волны и первый из обязательных для выпускников экзамен — по русскому языку. Экзаменационная пора в разгаре, волнение достигает пиковых показателей. Самое время опубликовать воспоминания об экзаменах, которые проводил мой дед, Семен Кузьмич Цвигун, который до войны работал учителем истории, а затем директором средней школы г. Кодыма, что на границе Молдавии. Но прежде, чем ему самому удалось провести первое тестирование своих учеников, старшеклассники сами устроили ему жесткую проверку, втихаря вооружившись советской энциклопедией. Какого цвета были глаза императрицы Екатерины? Сколько пушек было на «Авроре»? Где находится Баб-эль-Мандебский пролив? И вообще, Семен Кузьмич, что-то Вы слишком молоды для учителя истории, как же Вы историю будете преподавать?…

Похоже, подростки в конце 1930-х гг. не сильно отличались дерзостью от нынешних. Как из этой схватки вышел будущий первый зампред КГБ СССР, — а в ту пору лишь свежеиспеченный выпускник исторического факультета Одесского педагогического института им. Ушинского — в продолжении воспоминаний Семена Цвигуна, написанных к 60-летию родного вуза в 1980 г. (предыдущую часть этих воспоминаний читайте в статье «Выпускник-1937», опубликованной в блоге 26 мая 2016 г.)

Изображение 0470

С.К.Цвигун, предположительно 1980 г. Фото из семейного архива

«…Наступил день, когда к нам прибыли представители наркоматов просвещения Украины, Моддавии и других союзных республик и некоторых областей РСФСР. Они встречались с окончившими институт товарищами, беседовали с ними и предлагали поехать на работу в школы в тот или иной город или район. Многие студенты нашей группы наперебой просились послать их на работу в школы, расположенные в районах, прилегающих к государственной границе. Такие просьбы отдельных товарищей удовлетворялись, другие направлялись туда, куда они были запланированы ранее. Я получил направление в Молдавскую автономную республику, в Кодымскую среднюю школу, расположенную недалеко от государственной границы.

Изображение 0472

С.К.Цвигун (крайний слева), предположительно конец 1930-х гг. Фото из семейного архива

Когда распределение было закончено, для всех выпускников был дан прием с участием руководителей института, представителей городских партийных и профсоюзных организаций и коллективов трудящихся. Прием прошел с большим политическим подъемом. Выпускники радовались этому большому событию в их жизни, по-настоящему веселились, а по окончании приема, многие уже уезжали в тот же день к местам будущей работы или к месту жительства их родных, расставаясь с товарищами, грустили, девушки утирали слезы, записывали адреса будущего жительства своих товарищей и обещали писать, договаривались встречаться, и, проезжая на вокзал или в аэропорт мимо института, с грустью смотрели на здание института, где они получили основу знаний и путевку в жизнь.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Вокзал в г. Кодыма, который вряд ли сильно изменился с того момента, как сюда приехал Цвигун в 1937 г. Автор фото Holden Kolfield. Источник: Wikipedia

Я по прибытии в Кодымскую среднюю школу был тепло встречен директором школы, уже пожилым, седым человеком Сухиным, парторгом Коржавским и группой преподавателей, которые поздравили меня с прибытием, обещали помощь в устройстве с жильем и в работе. Все они мне понравились своей простотой, радушием. Я в сопровождении директора обошел школу. Она была расположена среди фруктового сада, обнесенного дощатым забором. Большое белоснежное двухэтажное здание загораживалось с одной стороны большими высокими деревьями, на которых висели ароматные желтые сочные груши «Дюшес», красивые краснобокие яблоки «Цыганка» и зеленоватого цвета отсвечивали в листве зимние сорта яблок Симиренко. Повсюду в этом большом саду на зеленой траве сидели и лежали группы учеников различного возраста, о чем-то оживленно между собой разговаривая.

Когда мы закончили обход школы снаружи и вошли вовнутрь, к нам вдруг подошел один бойкий мальчуган лет 14-ти и, обращаясь почему-то ко мне, спросил: «Вы у нас историю будете преподавать?» Я ответил: «Да, я историк». Когда мы осмотрели школу внутри и обговорили вопросы моей работы с директором, я вышел из здания уже один, чтобы поехать в гостиницу. Меня окружила вся группа учеников, которая была в саду, и с радостью наперебой стали, говорить: «У нас историка уже год не было в школе, поэтому мы очень рады, что Вы приехали. Только как Вы будете преподавать историю, если Вы такой молодой? Нам хорошо преподавал историю Иван Степанович, но он был седой, с большой бородой как и сама история», — заявила голубоглазая девочка лет 15 и скрылась за плечами товарищей. Придя в гостиницу, я вынул все свои конспекты, учебники и стал серьезно готовиться к предстоящей встрече с учениками.

pisarevka

Школа №1 г. Кодыма. Автор неизвестен. Источник: Kodyma- Кодымский сайт

Мне поручено было преподавать в 5-8 классах историю древнего мира и средних веков, в 9 и 10 классах — новую историю и историю партии. Первое знакомство с учениками во вверенных мне классах прошло хорошо. Я излагал им материал по темам, подкреплял их конкретными живыми примерами. Но когда я на 5 или б раз пришел в 9 класс «а» и перед тем как начать читать лекцию сказал, что я прошу хорошо подготовиться, потому что на следующей неделе я буду спрашивать по темам, которые я заканчиваю излагать, многие ученики тут же подняли руки и начали просить, чтобы я ответил на вопросы, которые у них имеются.

По совету старших педагогов я должен был поступить следующим образом: сказать, что вопросы они могут задать мне в конце урока, а сейчас излагать тот материал, который у меня был запланирован по теме. Но не ответить сразу на их вопросы, учитывая мою молодость, я не мог, так как они могли это расценить как мое незнание материала и боязнь «засыпаться» при даче им ответов.

Поэтому я отложил свой конспект очередной лекции в сторону и стал отвечать на вопросы учеников. Вопросы были, как правило, не по теме лекции. Они касались различных областей знаний, порой даже не из истории. Так, например, сколько пушек на крейсере «Аврора», где Баб-эль-Мандебский пролив, какого цвета глаза были у императрицы Екатерины Великой. Среди задававших вопросы особенно усердствовал ученик Вайсман, среднего роста с серыми выпуклыми глазами, кучерявыми волосами. Он с помощью другого ученика высокого роста, брюнета с красивым лицом Литвака под партой перелистывал тома советской энциклопедии, принесенной из дома, выбирал вопросы и задавал.

Все остальные ученики, насторожившись, с большим вниманием, вытянув головы на худых, еще не окрепших шеях, не спускали с меня глаз. Я, не спеша, обдумывал задаваемые вопросы и на те, которые знал, спокойно отвечал. На вопрос о количестве пушек у «Авроры» я ответил: «Сколько пушек точно не знаю, но уточню у военных специалистов и на следующей лекции отвечу. А сейчас расскажу о революционном подвиге, совершенном моряками крейсера «Аврора» в пролетарской революции». Я поведал ребятам, как моряки, выполняя волю революционного комитета, Центрального Комитета нашей партии и лично В.И. Ленина, по приказу Центробалта дали из носового орудия первый залп по Зимнему дворцу, возвестивший всему миру о начале штурма Зимнего дворца, как дальше развивались события на Дворцовой площади Петрограда в ночь на 26 октября 1917 года.

Когда прозвенел звонок, ученики с неохотой выходили из-за парт (это был последний урок), унося с собой тома энциклопедии и другую литературу. Я же этот звонок воспринял с радостью, потому что немного устал отвечать на неожиданные, разноплановые вопросы, на некоторые вопросы без тщательной подготовки я не мог дать достаточно полных ответов. Но перед тем, как закончить урок, я сказал ученикам, что я отвечал на ваши вопросы, они были не по теме, а теперь вы готовьтесь к теме, которую я вам заканчиваю читать, чтобы успешно сдать по ней экзамен. Уходя домой, некоторые шли радостно, а другие — с тревогой, особенно те, кто мне задавал много вопросов. Как я поступлю с ними в будущем?

Изображение 128

Трудовая книжка С.К.Цвигуна. Первые две записи — о его работе в Кодымской школе.

Но когда наступил день сдачи экзаменов, и я объективно поставил им оценки, которые они заслужили, они с радостью вздохнули, а староста класса Вайсергисер подошел ко мне и сказал: «Семен Кузьмич, когда мы задавали вам вопросы, мы хотели вас завалить, но убедились, что вы, несмотря на свою молодость, историю знаете получше, чем знал Иван Степанович. После этого мы страшно боялись, что на экзамене Вы нас завалите, но оказалось, что Вы с нами поступили как настоящий порядочный учитель. Поэтому мы больше никогда до окончания школы никаких чудачеств допускать не будем, а будем вести себя так, как подобает вести себя комсомольцам». Я сказал, что другого поведения я от них не ждал и не ожидаю.

Через некоторое время меня назначили руководителем этого класса, и он стал в школе одним из лучших. Преподавая в вечерней школе, выступая с лекциями перед партийным и советским активом, командирами и политработниками Красной Армии, я всегда с благодарностью вспоминал свой институт, преподавателей и руководителей института за то, что они дали нам основы знаний, которые так мне пригодились в моей практической деятельности.

Прошел год работы, и меня назначили директором нашей, теперь уже образцовой средней школы. Торжественно вручили мне аттестат народного учителя средней школы Украины и одновременно поставили задачу, чтобы я по совместительству периодически выезжал в город Тирасполь, где преподавал историю СССР в педагогическом институте, что я и делал. Но немецкие фашисты и их сателлиты все время нарушали государственные границы, они забрасывали на нашу территорию разведывательные группы, своих агентов, в наши воздушные пространства все время вторгались их разведывательные самолеты, геббельсовская пропаганда беспрерывно клеветала на нашу страну, на наш народ. Гитлер и его войска взламывали границы одного государства за другим, уничтожая памятники науки и культуры, фабрики и заводы, мирных жителей этих государств и ведя бешеную подготовку к войне против нашей страны.

В воздухе запахло грозой. Наша партия, Центральный Комитет, правительство приняли самые решительные меры по укреплению обороны нашей страны. На границе, где я работал, строились укрепления, создавалась долговременная оборона, формировались новые воинские части, войска обучались тому, что им пригодится на войне. Особенно усложнилась обстановка для нашей страны, когда немецко-фашистские войска вторглись на территорию Польши. Чтобы преградить им путь на Восток, к нашим границам, по решению Центрального Комитета нашей партии и правительства, Красная Армия двинулась на Запад, чтобы взять под защиту наших братьев, изнывающих под пятой польских панов в Западной Украине и Западной Белоруссии.

Наше правительство, пытаясь обуздать зарвавшихся фашистов, обратилось к правительствам Франции, Англии, Чехословакии с тем, чтобы выступить совместно против агрессии немецко-фашистских войск. Но английские консерваторы и французские реакционеры отвергли наши предложения, они радовались, что острие фашистской агрессии направляется против Советского Союза. Тогда наше правительство обратилось к правительству Чехословакии о совместной обороне Чехословакии от возможной фашистской агрессии. Но чешская буржуазия побоялась впустить Красную Армию на свою территорию. Классовая принадлежность и узковедомственные буржуазные интересы взяли верх над интересами чехословацкого народа.

В связи с увеличившейся угрозой непосредственного вторжения немецко-фашистских войск, Центральный Комитет нашей партии и правительство приняли решение о развертывании дополнительных соединений наших Вооруженных Сил. Поэтому на территории Украины и Молдавии и других приграничных районов проводилась частичная мобилизация. Одновременно принимались меры по укреплению органов государственной безопасности. 10 ноября 1939 года по решению ЦК КП(б) Украины я был направлен на работу в органы государственной безопасности.Вновь мне пришлось переступить порог института спустя 2 года по воле военной судьбы…»

Об этом возвращении Цвигуна в родной Одесский институт уже во время войны и воспоминания об обороне Одессы, в которой дед принимал участие, читайте в статье «Воспоминания деда об обороне Одессы», опубликованной в блоге 9 мая 2016 г.

Автор: Виолетта Ничкова

Использование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки на источник.

Автор generaltsvigun.ru

Оставьте комментарий