На днях мой сын Сашка закончил свою школьную учебу, для него прозвенел последний звонок, а впереди — экзамены и выпускной. Он будет выпускником-2016. А мой дед, Семен Кузьмич Цвигун был выпускником-1937. Правда, в том году он окончил не школу, а уже институт. О своих студенческих годах дед оставил письменные воспоминания, которые дают представление об учебе на историческом факультете в Одесском педагогическом институте в середине 1930-х годов. Тогда не то что Гугла или интернета, компьютерами-то и не пахло. В помощь были только библиотеки и личная любознательность!

А вот студенческая жизнь в середине 30-х годов прошлого столетия, по-моему, не сильно отличалась своими радостями и задачами от современной, разве что кружки были поинтереснее — пулеметчиков или, к примеру, ворошиловских стрелков! Но больше всего в этих воспоминаниях меня трогают и радуют рассказы о человеческих взаимоотношениях, о взаимовыручке студентов, деливших зимой одно пальто на несколько человек. А еще отношение к рабочим профессиям: место грузчика в порту надо было заслужить! И, став таким грузчиком, дед испытал большую радость, что в нем — студенте — признали рабочего человека.

Публикую продолжение воспоминаний С.К.Цвигуна, которые он написал в 1980 г. — к 60-летнему юбилею Одесского педагогического института им. Ушинского (начало этих воспоминаний, повествующих о поступлении деда в институт, читайте в статье «Бриллиантин, «шимми» и «гусарики», опубликованной в блоге 19 мая 2016 г.):

«…У нас ежедневно, за исключением воскресенья, читались лекции. Доцент Горховская, уже немолодая, средних лет женщина, читала курс по истории партии. Историю древнего мира и средних веков преподавал очень опытный профессор Астафьев. Курс новой истории — доцент Луненок. Декан факультета профессор Гриценко читал лекции по философии, профессор Руденко читал — по педагогике, другие преподаватели вели занятия по психологии, высшей математике, военному делу. Перед нами открывалась сокровищница знаний (…) Мы с большим вниманием изучали философию, политэкономию, историю нашей героической Коммунистической партии и другие науки.

Профессора Остафьев, Гриценко, доценты Луненок, Гроховская, ректор Коинаш, преподаватели Гончар, Люба к занятиям очень тщательно готовились. Они преподносили нам материал с большой эмоциональной убедительностью, что способствовало очень тщательному его усвоению студентами. Изучаемый материал мы тщательно конспектировали, просиживали долгие часы в библиотеке, изучали дополнительную литературу, а затем, волнуясь как школьники, шли на экзамены и с успехом их сдавали. Впитывая полученные знания, переходя с курса на курс, мы по поручению парткома пытались эти знания передавать рабочим и служащим в кружках и политшколах, которыми мы руководили на фабриках и заводах.

Мне выпала честь принять участие в работе такой политшколы на заводе им. Андре Марти. Рабочие с большим вниманием слушали наши выступления, задавали много вопросов, касающихся текущего момента, международной обстановки и, в том числе, по той теме, которую мы им излагали. Общаясь с ними, мы тоже обогащались знаниями, брали с них пример честного отношения к труду, восхищались их трудолюбием, взаимовыручкой и большой рабочей дружбой. Мне понравилось встречаться с рабочими, и они по моей просьбе взяли меня в ночную смену на работу в бригаде грузчиков в Одесском порту. Ввиду того, что физически я еще не был силен, меня определили учетчиком в бригаде, затем помощником грузчика и только после соответствующей закалки — настоящим грузчиком. Это была вторая моя большая радость — в моем лице, лице студента они признали рабочего человека.

Изображение 0451

С.К.Цвигун, предположительно середина 1930-е гг.

В институте студенты активно вели научную работу. Работали кружки, возглавляемые преподавателями: исторический, физико-математический, биологический, географический. Я, в частности, посещал исторический кружок. Мы изучали отдельные важные исторические события, которые не входили в программу исторического Факультета. Участники кружков получали задания по той или другой теме подготовить доклад с привлечением дополнительной литературы, в том числе различных фундаментальных источников. Студенты, получившие такое поручение, как правило, в течение месяца, а то и двух, так как это делалось заранее, тщательно готовились и их доклады были очень интересны. Многие из этих докладов в последующем становились достоянием всех студентов исторического факультета.

В институте очень хорошо была поставлена партийно-воспитательная, культурно-массовая, спортивная и оборонная работа, действовали кружки парашютистов, пулеметчиков, ворошиловских стрелков. К тому времени немецкие фашисты уже объявили коммунизм своим самым опасным врагом, Гитлер написал свою пресловутую книгу «Майн кампф» («Моя борьба»), в которой изложил фашистские идеи, претензии на мировое господство и призывал к организации «крестового похода» против нашей страны. В связи с тем, что в воздухе запахло грозой, над страной сгущались тучи, а немецкие фашисты и их сателлиты и союзники не скрывали, что готовят войну против Советского Союза, многие студенты и студентки старались получить военную подготовку. Помимо летних военных сборов, которые проводились в Лузанэвке на берегу моря, мы такую подготовку получали в кружках. Я, в частности, занимался в Одесском аэроклубе, стал парашютистом, что мне очень пригодилось в последующем, в период Великой Отечественной войны.

Наша группа, как и другие группы института, была укомплектована студентами разных возрастов. Студенты Алексеев, Ильин, Алексеенко и некоторые другие, которых мы считали «старичками”, поступили в институт, имея опыт работы на производстве, а также в партийных и комсомольских органах. Студентки Волос, Пацина, студенты Пароль, Сурма и Горовой (в последующем доктор исторических наук, профессор, ректор Пермского университета) только что окончили среднюю школу. Несмотря на разницу в возрасте, нас всех связывала крепкая дружба. Старшие друзья рассказывали нам о своих трудовых делах, делились опытом общественной работы. Молодые же студенты помогали им в учебе, так как она более старшим товарищам давалась труднее.

Изображение 0454

С.К.Цвигун (крайний слева) со своими товарищами, предположительно середина 1930-х гг.

Институт не был в отрыве от общих трудовых дел нашей страны. Он оказывал большую помощь одесским пригородным колхозам и совхозам, направляя студентов на весенние полевые работы и на уборку урожая. Студенты жили в хороших, вновь построенных общежитиях на Комсомольской, 59, где для них были созданы по тем временам все необходимые условия для жизни и учебы. Безусловно, многие студенты, особенно из низкооплачиваемых семей, не могли иметь тогда одежду на все времена года. В частности, проживавшие по соседству с моей комнатой спортсмены — штангисты и гимнасты во главе с Коблик- почему-то имели только легкие спортивные костюмы. Они ходили круглый год без головных уборов, в сандалях. И когда выпадал снег и начинались холода, наша группа студентов брала над ними шефство.
Мы будили их пораньше и давали свои пальто, ботинки, чтобы они в них переправились в институт. Затем возвращали их нам, мы одевались и успевали к занятиям. Такая взаимовыручка по различным вопросам учебы и быта еще больше спаивала наш студенческий коллектив.

В свободное от учебы и подготовки к занятиям время студенты собирались возле общежития или в интерьерах общежития, пели боевые песни, знаменитую «Катюшу», песни про буденовскую армию, про любимую Одессу, шутили, смеялись, затем расходились по комнатам, играли в домино, шашки, шахматы, обсуждали различные проблемы и, конечно, многие влюблялись, некоторые даже женились, особенно старшие по возрасту. Мы, молодые, как могли им помогали устраивать их быт. Большую помощь они получали и от дирекции института, парткома, месткома и от тех трудовых коллективов, в которых они работали по вечерам.

В результате больших усилий партийной, комсомольской и профсоюзной организаций, ректората института, деканов факультетов в институте создавался единый дружный боевой коллектив студентов, которые с жадностью тянулись к знаниям, успешно выполняли те поручения, которые им давались старшими товарищами. Работая на заводах, фабриках, в учреждениях, они впитывали все лучшее, что там было и как-то незаметно взрослели в своих рассуждениях, в своих поступках, в своих делах, в учебе и на работе. Они становились безгранично преданными своему народу, партии, Родине. Становились настоящими патриотами-интернационалистами.

Незаметно текло время. Студенты переходили с курса на курс и, когда наступал летний период, большинство из них, как правило, домой не уезжали. Они отправлялись на новостройки, на колхозные поля, где успешно трудились. Осенью, когда мы снова все встречались в институте, то буквально на каждом видели новую одежду, обувь, которую они приобрели на заработанные деньги.

Когда учеба подошла к концу и нам объявили, что мы будем сдавать государственные экзамены, это вызвало у нас большую радость и волнение. Радость потому, что мы приблизились к черте, за которой после сдачи государственных экзаменов мы уже
будем не студентами, а лицами, окончившими высшее учебное заведение и получившими направление на работу. Специалистами себя мы еще не могли назвать, потому что после института предстояло пройти определенный путь, чтобы по-настоящему на практике овладеть той профессией, к которой нас подготовил институт. Волновались мы от сознания того, что после института возвратиться к студенческой жизни нам больше никогда не будет суждено.

Сдача государственных экзаменов, как и в любом другом институте, для каждого студента нашей группы была большим трудовым событием. Мы пережили много бессонных и волнующих ночей, готовясь к экзаменам и успешно сдавая их. Но когда мы их сдали, нас охватила не меньшая радость. Надо сказать, что все наши преподаватели, профессора, доценты, аспиранты, ректор института Коинаш, доцент, профессор Гриценко, заместитель ректора института по учебной работе Бондаренко и другие волновались и переживали не меньше студентов, относились к нам очень доброжелательно, давали консультации сдающим экзамены в любое время дня и вечера, в том числе и в выходные дни. Наши наставники тоже были очень рады тому, что все выпускники 1937 года успешно сдали государственные экзамены…»

В архивах деда я нашла вот такую памятную грамоту оргкомитета юбилейных торжеств, которые проходили в Одесском институте в 1980 г. Грамота, между прочим, дает право на свободный вход в институт на все последующие юбилеи вплоть до 100-летнего, который состоится в 2020 году. Теперь у меня есть еще одна мечта: поехать на 100-летний юбилей института, который окончил мой дед, в город Одессу, в обороне которой он принимал участие. Прикрепить бы эти значки, взять этот «пропуск» и поехать…

20160526_221939

В продолжении воспоминаний С.К.Цвигуна — о том, как он приступил к работе учителя истории в школе, какую проверку устроили ему старшеклассники и как он справлялся с трудными подростками, и, в результате даже стал директором школы. Читайте в ближайших материалах блога.

Автор: Виолетта Ничкова

Использование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки на источник.

Автор generaltsvigun.ru

Оставьте комментарий