Февраль 1971 года: народному артисту РСФСР Вячеславу Тихонову исполнилось 43 года, а журнал «Огонек» начал печатать на своих страницах роман С.К.Цвигуна «Мы вернемся» — о первых месяцах Великой Отечественной, о создании партизанских отрядов и военных разведчиках.  Вероятно, в том же 1971 году всенародно любимый артист Вячеслав Тихонов и первый заместитель председателя КГБ СССР Семен Цвигун познакомились на съемках фильма «Семнадцать мгновений весны», (они начались как раз в 1971 году), где мой дед, С.К.Цвигун был главным консультантом под псевдонимом С.К.Мишин.

%d1%82%d0%b8%d1%85%d0%be%d0%bd%d0%be%d0%b2_30

С.К.Цвигун и В.В.Тихонов на одном из приемов в Кремлевском Дворце Съездов. 1970-е гг. Фото из семейного архива

А через пару лет «Мосфильм» приступил к съемкам фильма «Фронт без флангов» по мотивам романа «Мы вернемся»: сценаристом под псевдонимом Семен Днепров был Семен Цвигун, а главную роль майора Ивана Млынского – командира партизанского отряда — сыграл Вячеслав Тихонов.

%d1%82%d0%b8%d1%85%d0%be%d0%bd%d0%be%d0%b2_25

Вячеслав Тихонов (слева) в роли майора Млынского и Т.Мирзоев (справа) в роли Алиева. На съемках фильма «Фронт без флангов», реж. И.Гостев. Производство киностудии «Мосфильм», 1975 г. Фото из семейного архива

По признанию режиссера Игоря Гостева, это должен был быть один фильм, но история и герои так полюбились зрителям, что пришлось снимать целую трилогию, съемки которой заняли девять лет. Эта роль стала особенной в биографии Вячеслава Тихонова, а премьера последнего фильма «Фронт в тылу врага» практически совпала с уходом из жизни моего деда, С.К.Цвигуна.

%d1%82%d0%b8%d1%85%d0%be%d0%bd%d0%be%d0%b2_4

Брошюра Союзинформкино, 1982 г. Семейный архив

Подробнее о создании книги, а затем и киносценария, я напишу отдельно, там немало любопытного. Но в этой заметке основной акцент все же на замечательном актере и удивительном человеке  Вячеславе Тихонове, которому сегодня исполнилось бы 89 лет.

Для справки (хронология выхода фильмов трилогии):

Фронт без флангов (1974)

Фронт за линией фронта (1977)

Фронт в тылу врага (1981)

Из брошюры СОЮЗИНФОРМКИНО, 1982 г.:

ГОВОРЯТ СОЗДАТЕЛИ КИНОТРИЛОГИИ

Вячеслав Тихонов  — народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, исполнитель роли Млынского:

— Девять лет продолжалась работа над фильмами трилогии… В общем-то случай беспрецедентный… Вместе с нашими героями мы прожили их жизнь – месяц за месяцем, год за годом, с трагического августа сорок первого до победной весны сорок пятого, радостного Дня Победы… Вместе с ними мы взрослели, мужали, набирались опыта, сражаясь в лесах Подмосковья, в Белоруссии, освобождая от фашистского рабства наших братьев – поляков, чехов, словаков.

…Майор Млынский. В прошлом педагог, затем чекист. Война заставила его взять в руки оружие. И когда он попал в окружение, проявился талант этого офицера, сумевшего из встречавшихся ему окруженцев создать боеспособный отряд Красной Армии, действовавшей в тылу врага.

Знал ли я таких людей? И да, и нет. Я знал моих учителей, педагогов, которые уходили на фронт или которые преподавали нам в школе, пройдя фронт, уже с нашивками ранений на груди. Я видел этих простых, очень спокойных людей, прошедших через фронт, видевших смерть, защищавших свою Родину.

Мы рассматривали войну сегодня как историю, как частичку нашей биографии. И для меня очень важно, что в этой страничке так много героического. Что на войне раскрывались прекрасные черты советского человека. Что после этой войны наша страна, наше общество вышли более закаленными, более объединенными, и весь мир увидел, что советский человек способе на очень большие дела и в мирное время, и во время войны.

%d1%82%d0%b8%d1%85%d0%be%d0%bd%d0%be%d0%b2_7

Брошюра Союзинформкино, 1982 г. Семейный архив

Журнал «Советский экран», №9, май 1982 г.:

«…То, что было найдено актером раньше, развито в фильмах трилогии. Стратегическая мудрость Штирлица-Исаева, педагогический дар учителя из «Доживем до понедельника» дополнены в образе Ивана Млынского боевой отвагой, даром незаурядного руководителя, огромным солдатским опытом» (Ю.Платонов «Через годы, через расстояния…», журнал «Советский экран» №9, май 1982 г., стр. 4).

Примечательно, что, хотя фильм «Семнадцать мгновений весны» (1973 г.) вышел на экраны раньше первого фильма трилогии о майоре Млынском, но за роль в картине «Фронт без флангов» Тихонов получил награду раньше, чем за роль Штирица.

Уже в 1975 году Тихонову присуждена золотая медаль имени А.П.Довженко за исполнение роли майора Млынского в фильме «Фронт без флангов», и только в следующем 1976-м Тихонов получил Госудраственную премию РСФСР им. Братьев Васильевых за исполнение роли Штирлица в фильме «Семнадцать мгновений весны».

Также за роль Млынского Тихонов получил премию Ленинского комсомола в 1979 году.

%d1%82%d0%b8%d1%85%d0%be%d0%bd%d0%be%d0%b2_10

Фрагмент статьи Ю.Платонова «Через годы, через расстояния…», журнал «Советский экран», №9, май 1982 г. Семейный архив

Газета «Труд», 30.12.1981:

«Герой кинотрилогии «Фронт без флангов», «Фронт за линией фронта» и «Фронт в тылу врага» командир отряда особого назначения майор Млынский обещал в ноябре сорок первого: «Мы вернемся». «Мы вернулись с победой!» — рапортовал полковник, Герой Советского Союза Млынский в мае сорок пятого. Это масштабное кинополотно создано по роману С.Цвигуна «Мы вернемся». Пять долгих лет Великой Отечественной находился Млынский с бойцами своего отряда на передовой, на фронте, даже если фронт был «не по правилам» — без флангов, за линией фронта или в глубоком тылу врага. Это был настоящий фронт, и не только потому, что каждый его солдат ощущал себя в составе регулярной Красной Армии, но и потому, что линия фронта проходила через сердце каждого бойца, наполняя его благородной яростью и непоколебимой уверенностью в победе» (П.Смирнов «Ради жизни на Земле», газета «Труд», 30.12.1981 г., стр. 4)

%d1%82%d0%b8%d1%85%d0%be%d0%bd%d0%be%d0%b2_3

Брошюра Союзинформкино, 1982 г. Семейный архив

Из брошюры СОЮЗИНФОРМКИНО:

ГОВОРЯТ СОЗДАТЕЛИ КИНОТРИЛОГИИ

Игорь Гостев – режиссер-постановщик, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат государственной премии РСФСР:

— В 1972 году, после окончания работы над картиной «Меченый атом», Генеральная дирекция киностудии «Мосфильм» предложила мне поставить художественный фильм «Фронт без флангов» по мотивам документального романа С.К.Цвигуна «Мы вернемся». Роман давал большую возможность подойти по-новому к решению военно-патриотической темы.

Наш рассказ начинается с августа 1941 года и заканчивается 5 декабря 1941 года – началом наступления наших войск и разгромом немецко-фашистской группировки под Москвой.

Мы не собирались продолжать историю этого отряда, считая, что тот временной период, который мы хотели затронуть в нашем фильме, закончен. Однако после выхода картины на экран многочисленные письма зрителей заставили нас вернуться к судьбам героев. Начало второго фильма «Фронт за линией фронта» — мы датировали 31 декабря 1943 года и закончили историю отряда 22 июня 1944 года – началом операции Советской Армии под которым названием «Багратион».

И опять так же, как и после первого фильма, мы не собирались делать третью картину. Но и на этот раз зрители потребовали рассказать о дальнейших судьбах героев дилогии. Мы поняли, что не вправе оборвать экранную биографии отряда…

…В фильмах трилогии было занято много известных советских и зарубежных актеров. Но особенно я хотел бы отметить исполнителей ролей двух главных героев нашей трилогии – Вячеслава Тихонова и Ивана Лапикова. Они были подлинными соавторами трилогии в целом, людьми, принесшими в картины выдающееся актерское мастерство, огромный опыт, правду характеров, самоотверженность и самоотдачу в работе. Удивительно интересно было творить вместе с ними, и общение с этими мастерами в течение девяти лет дало мне такую школу, которая до конца моих дней будет влиять на всю мою работу в кинематографе.

%d1%82%d0%b8%d1%85%d0%be%d0%bd%d0%be%d0%b2_46

Режиссер Игорь Гостев (справа) на съемках кинотрилогии. Семейный архив

Когда эта брошюра Союзинформкино сдавалась в набор 14 января 1982 года, автор сценария кинотрилогии Семен Кузьмич Цвигун был еще жив, но когда макет подписывался в печать моего деда уже похоронили, поэтому его имя в интервью отмечено траурной рамочкой:

Из брошюры СОЮЗИНФОРМКИНО, 1982 г.:

ГОВОРЯТ СОЗДАТЕЛИ КИНОТРИЛОГИИ

Семен Цвигун (С.Днепров) – писатель, автор сценария

— Я принадлежу к поколению людей – ровесников Великого Октября. Мне, как и большинству моих сверстников, выпала большая честь – в суровую годину военных испытаний участвовать в боях на фронтах Великой Отечественной войны и в работе по организации партизанского движения.

Чем дальше неумолимое время отдаляет нас от прошедшей войны, тем настойчивее желание поведать современнику о бесстрашии советских бойцов, их мужестве и героизме в борьбе против гитлеровской Германии, об их беспредельной преданности Коммунистической партии и народу.

Это побудило меня взяться за перо и рассказать о создании и деятельности в тылу гитлеровских войск отряда особого назначения Красной Армии…

…Я стремился показать напряженный поединок двух разведок, исход которого оказывал исключительное влияние на судьбу наступательных операций наших войск, — показать этот поединок не как серию легковесных приключений, а как трудную и опасную работу, как высшее проявление политической бдительности, смелости и чекистского мастерства…

…В сценарии я стремился сделать акцент на интернациональной дружбе советских, польских и чехословацких братьев по оружию, показать, как в совместной борьбе они отстояли свободу и независимость своих народов…

%d1%82%d0%b8%d1%85%d0%be%d0%bd%d0%be%d0%b2_6

Брошюра Союзинформкино, 1982 г. Семейный архив

В свое время были разговоры о том, что Цвигун писал образ Млынского с себя, что роман полностью автобиографичен, но это не так. Действительно, есть схожие черты – Семен Кузьмич как и герой майора Млынского до войны был школьным учителем (подробнее об этом я писала в заметке «Мы хотели Вас завалить..»), а во время войны создавал партизанские отряды и знал эту специфику не понаслышке. Но образ Млынского – и дед это сам неоднократно подчеркивал в предисловиях к многочисленным изданиям романа – это образ собирательный и в нем много черт, в том числе, конкретных героев войны, с которыми Семен Кузьмич много взаимодействовал. (Подробнее об участии Цвигуна в партизанском движении можно прочитать в моей заметке «По приказу Судоплатова»).

%d1%82%d0%b8%d1%85%d0%be%d0%bd%d0%be%d0%b2_27

Вячеслав Тихонов (второй слева) в роли майора Млынского в фильме «Фронт без флангов», реж. И.Гостев, производство киностудии «Мосфильм» 1974 г.

%d1%82%d0%b8%d1%85%d0%be%d0%bd%d0%be%d0%b2_2

Фрагмент заметки «Ради жизни на Земле», газета «Труд», 30.12.1981. Семейный архив

Газета «Труд», 30.12.1981 г.:

«…Ни на секунду мы не перестаем помнить о документальности романа С.Цвигуна, автор которого сам был непосредственным участником описанных событий, — отсюда наше полное доверие экрану…. За каждым образом – конкретная судьба, реальный человек, послуживший прототипом экранному герою. Но при всем при этом у зрителя не возникает чувства некой «ординарности» образов, их «заземленности», большинство из них поднимается авторами и актерами до обобщения, даже символа.

В первую очередь это относится к образу Ивана Петровича Млынского, в прошлом человека самой мирной профессии – учителя, никогда не помышлявшего, что ему придется встать во главе целого «фронта», вести за собой в сражение сотни людей, принимать ответственные решения, от которых будут зависеть судьба и жизнь многих бойцов. Показать путь духовного возмужания и роста, становления личности и таланта советского военачальника – такая задача под силу только актеру большого таланта и высокой идейной зрелости. В.Тихонов, которого   полюбили в этой роли зрители, — именно такой актер.» (П.Смирнов «Ради жизни на Земле», газета «Труд», 30.12.1981 г., стр. 4)

%d1%82%d0%b8%d1%85%d0%be%d0%bd%d0%be%d0%b2_19

Проспект Союзэкспортфильма, распространяемый на ежегодном рынке телевизионной продукции MIPCOM в Каннах, Франция, в 2002 г. Семейный архив

А вот как, по наблюдению супруги С.К.Цвигуна – моей бабушки Розы Михайловны, воспринималась литературная и «киношная» популярность ее мужа внутри КГБ:

Из дневников Цвигун Р.М.:

2 апреля 1978 г.

18 ч. 45 мин.

Были приглашены к Г.К.Циневу (заместитель председателя КГБ СССР – прим. Виолетты Ничковой) на прощальный ужин. Присутствовал Грушевой К.С., Лидия Матвеевна и мы.

Впервые Г.К. заговорил о нашей литературной деятельности и кино. Все это случилось после того, как Л.И.Брежнев на проводах перед поездкой на Дальний Восток сказал на вокзале: «Читал твою книгу и смотрел замечательный фильм».

Грушевой заметил, что этим самым он открыл семафор для многих в литературу.

(Надо сказать, что в комитете замы председателя воспринимали книги и фильмы С.К. молча, я бы сказала, с завистью. Да, и председатель не раз говорил: «Ты пиши, пиши, только не под своей фамилией». С.К. ничего не делал без его согласия, всегда ставил в известность. Политические статьи и книги писал под своей фамилией, и книгу «Мы вернемся» и «Ураган», а остальное – под псевдонимом.)

Обратите внимание на дату записи – это 1978 год! Первый фильм кинотрилогии («Фронт без флангов») вышел в 1975 году, второй («Фронт за линией фронта») в это время вовсю снимается, а книга  издана и переиздана на множестве языков, но только сейчас бабушка упоминает первые обсуждения творчества Цвигуна его коллегами. Возможно, это также связано с тем, что в 1978 году за сценарии к первым двум фильмам трилогии мой дед получил премию им. Братьев Васильевых.

%d1%82%d0%b8%d1%85%d0%be%d0%bd%d0%be%d0%b2_42

Пригласительный билет на премьеру второго фильма трилогии — «Фронт за линией фронта» (1977 г.). Семейный архив

%d1%82%d0%b8%d1%85%d0%be%d0%bd%d0%be%d0%b2_43

Пригласительный билет на премьеру второго фильма трилогии  — «Фронт за линией фронта» (1977 г.) Семейный архив

Есть в дневниках бабушки и воспоминания о встречах с Вячеславом Тихоновым:

Из дневников Р.М.Цвигун:

5 апреля 1978 г.

19 часов.

Ездила в Дом Кино на юбилейный вечер В.В.Тихонова. Народу было очень много. Приходили приветствовать его со многих фабрик и большинство – женщины.

Вот уж, действительно, Слава Тихонов пользуется большой любовью у женского зрителя.

Очень хорошее приветствие было от космонавта Леонова, земляков Павлова Посада.

Вел вечер Баталов. Тихонов сидел с Тамарой в первом ряду и на сцену выходил, когда его приветствовали. Тамара была в свободном, словно бабочка, розовом платье с серым воротником из вологодских кружев. Рядом со мной сидела, как мне показалось, ее мама, очень они похожи и еще какие-то родственники, молодые девушки и парни.

Вечер закончился в 11 часов. Я завезла Люсю Натачанную домой и поехала в Барвиху.

%d1%82%d0%b8%d1%85%d0%be%d0%bd%d0%be%d0%b2_15

Вячеслав Тихонов со своей супругой (справа) и Р.М.Цвигун (вторая слева) на одном из приемов. 1970-е гг. Фото из семейного архива

 8 апреля 1978 г.

… В 18 час. 30 мин. я поехала на банкет В.В.Тихонова. 50 лет, как быстро и как немало для актера!

%d1%82%d0%b8%d1%85%d0%be%d0%bd%d0%be%d0%b2_33

Вячеслав Тихонов с супругой Тамарой и Р.М.Цвигун. Предположительно апрель 1978 г., юбилейный вечер актера. Фото из семейного архива

%d1%82%d0%b8%d1%85%d0%be%d0%bd%d0%be%d0%b2_34

Вячеслав Тихонов со своей супругой (справа) и Р.М.Цвигун (слева). Предположительно апрель 1978 г. Фото из семейного архива

Слава выглядел устало. К моему удивлению, пил водку и много курил. Тамара порхала, как розовая бабочка. Было много гостей, но не всех знаю. Рядом со мной сидели супруги Леоновы (космонавт), Лиознова Т.М., Лапиков с женой, Ростоцкий с Ниной Меньшиковой, Гостев И.А. с женой, Матвеев.

Хотела уйти пораньше, но юбиляры (у них еще и десятилетие, к тому же), упросили еще побыть немного.

Вернулась в Барвиху в 23 ч. 30 мин…

27 ноября 1981 года в Доме кино состоялась премьера последнего фильма трилогии – фильма «Фронт в тылу врага». На ней присутствовала моя бабушка, Р.М.Цвигун с сыном Михаилом и его семьей. Моя мама, дочь Семена Кузьмича, вместе со мной и папой в этот момент была в длительной командировке и на премьере не присутствовала. Сам Семен Кузьмич Цвигун тоже не смог прийти. Странная болезнь к тому моменту уже набирала обороты, в дневнике бабушка запишет в тот день: «болезнь его еще продолжается».

Основная премьера прошла 28 апреля 1982 г. в кинотеатре «Октябрь» и с 9 мая начался прокат фильма по всей стране. Но Семен Кузьмич Цвигун до этой премьеры уже не дожил. 19 января 1982 года его не стало.

%d1%82%d0%b8%d1%85%d0%be%d0%bd%d0%be%d0%b2_38

Пригласительный билет на премьеру заключительного фильма трилогии, которая состоялась 28 апреля 1982 г. в кинотеатре «Октябрь». Семейный архив

%d1%82%d0%b8%d1%85%d0%be%d0%bd%d0%be%d0%b2_39

Пригласительный билет на премьеру заключительного фильма кинотрилогии  «Фронт в тылу врага». Семейный архив

%d1%82%d0%b8%d1%85%d0%be%d0%bd%d0%be%d0%b2_45

Приглашение на премьеру заключительного фильма кинотрилогии. Семейный архив

Вячеслав Тихонов и режиссер Игорь Гостев были на похоронах Семена Кузьмича. Но вот, что меня тронуло особо, когда я читала дневники моей бабушки: год спустя после смерти деда, когда жизнь нашей семьи коренным образом изменилась, и рядом осталось не так много верных друзей, в дом Розы Михайловны Цвигун пришли почтить память Семена Кузьмича  только те, кто его действительно любил и уважал. Это были искренние друзья и знакомые семьи, которые не исчезли, когда первый зампред КГБ уже не мог быть им чем-то полезен и не отвернулись от его близких под давлением слухов и пересудов о его кончине. Среди гостей в тот день был и актер Вячеслав Тихонов, и режиссер кинотрилогии Игорь Гостев.

%d1%82%d0%b8%d1%85%d0%be%d0%bd%d0%be%d0%b2_1_1

В тот момент Тихонов уже снимался в своей новой звездной роли в фильме «ТАСС уполномочен заявить». Через пару недель после годовщины смерти Цвигуна и поминального ужина в доме моей бабушки, в прессе вышла заметка о съемках нового фильма с Вячеславом Тихоновым: в ней журналист сделал особый акцент на предыдущей работе актера:

«В своей игре он предельно достоверен. Быть может, поэтому тяготеет к образам, имеющим документальную основу, таким, например, как Млынский из кинотрилогии «Фронт без флангов», Фронт за линией фронта», «Фронт в тылу врага». (Л.Бернаскони, корр. ТАСС «Загадка» Вячеслава Тихонова», газета «Вечерняя Москва», 1 февраля 1983 г., стр. 3).

Автор – Виолетта Ничкова

Использование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки на источник

Автор generaltsvigun.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s