Мне хотелось опубликовать это именно сегодня, 9 мая 2020 года, в 75-й юбилей Победы. За прошедшие годы я разместила здесь немало материалов, касающихся деятельности моего деда С.К.Цвигуна в период Великой Отечественной войны, но публикации, где была бы собрана, систематизирована и проиллюстрирована документами вся его военная биография, еще не было. Частично это было связано с отсутствием у меня важных звеньев этой хронологии, которые еще предстояло обнаружить, частично — с моей работой в госархивах, где мне выдали множество документов. При этом немало времени ушло на разбор и анализ семейных архивов. И, конечно, я надеялась получить больше подробностей из архива ФСБ.
На сегодняшний день еще многое остается сокрытым, но уже есть полнота картины и по этим сводным данным в будущем можно углубляться в контекст. Главное, есть официальные документы о том, где и как воевал Семен Кузьмич, за что и кем был награжден, каков был характер его работы в разведке и контрразведке во время войны, включая контрразведку глубокого тыла противника. Ниже публикую информацию из личного листка по учету кадров — этот документ мне предоставили в РГАНИ (Российском Государственном Архиве Новейшей Истории). Я дополнила эти данные документами военного времени, включая копию наградного листа 1943 г., фотографиями и своими краткими комментариями.
Кроме этого публикую для сравнения фрагмент учетной карточки члена КПСС С.К.Цвигуна, выданную мне в РГАСПИ (Российском государственном архиве социально-политической истории), где также содержится информация о службе деда во время войны. Прилагаю выдержки из автобиографии деда, составленной в 1955 году, и справки ФСБ по личному делу Цвигуна. Напомню, что Семену Кузьмичу было 23 года, когда началась война. В старых документах ошибочно значится годом рождения 1916-й. Позже, когда дед уже работал первым зампредом Андропова, дату его рождения сверили и официально поменяли на 1917 год, о чем я узнала, работая в архиве РГАНИ (об этом я писала ранее в статье «Личное дело Семена Цвигуна. Квест по государственным архивам»).

С.К.Цвигун. Семейный архив
Фрагмент автобиографии С.К.Цвигуна из семейного архива, 1955 г.:

Автобиография С.К.Цвигуна (стр. 1 из 2), 1955 г. Семейный архив
Из личного листка по учету кадров (С.К.Цвигун) — документ РГАНИ:

Личный листок по учету кадров — С.К.Цвигун — стр. 2 — РГАНИ. Архив автора
Документ заполнен моим дедом собственноручно — это его почерк. Ниже я даю расшифровку с комментариями и документами.
Фрагмент учетной карточки С.К.Цвигуна как члена КПСС — документ РГАСПИ:

Учетная карточка члена КПСС С.К.Цвигуна (стр. 8-9), документ РГАСПИ. Архив автора
В отличие от документа, выданного в РГАНИ, здесь указаны месяцы службы деда, а не только годы. Информация в обоих документах совпадает, но РГАНИ дает более подробные формулировки.
Справка по личному делу С.К.Цвигуна, выданная в ФСБ:

Справка по личному делу С.К.Цвигуна (стр. 1 из 2). ЦОС ФСБ. Архив автора
Собственно из справки, выданной мне в ЦОС ФСБ, я не узнала ничего нового, т.к. такую же справку передали в нашу семью вскоре после смерти деда в 1982 году, о чем на второй странице документа есть приписка. Я надеялась получить больше подробностей хотя бы по военному периоду, но этот вопрос пока открыт, а сами документы, как я поняла, разбросаны по разным архивным подразделениям ведомства. Однако теперь, когда минуло 75 лет со дня Победы, получить доступ к этим бумагам, наверное, будет проще.
В итоге на сегодняшний день сводные данные военной биографии С.К.Цвигуна вместе с документами выглядят так:
Ноябрь 1939 – август 1940 | Оперуполномоченный разведотдела НКВД МАССР | г. Тирасполь |
Август 1940 – июнь 1941 | Старший оперуполномоченный разведотдела НКВД МССР | г. Кишинев |
Июль 1941 – январь 1942 | Старший оперуполномоченный разведгруппы по разведке глубокого тыла противника при ОО Южного фронта | Южный фронт |
23 июня 1941 г., на второй день после начала войны дед пишет на обороте своей фотокарточки: «Любимым родителям, 23/VI/1941 год», но не отправляет ее домой. Возможно, портрет хранился на случай гибели, но счастливым образом дошел до наших дней.

С.К.Цвигун, 23.06.1941 г. Семейный архив

«Любимым родителям. 23/VI/1941 год» — надпись на обороте фотографии С.К.Цвигуна. Семейный архив
Упоминание о работе деда в «разведке глубокого тыла противника» во второй половине 1941 года, о чем свидетельствует документ РГАНИ, я встречаю впервые. Напомню, что одной из главных задач особых отделов фронтов была борьба со шпионажем, которая велась, в том числе, и на дальних подступах, т.е. уже в тылу врага определялись каналы заброски к нам вражеских агентов. В первый год войны одной из самых удачных и результативных зафронтовых операций советской военной контрразведки многие историки считают внедрение в Смоленскую диверсионную школу, подчиненную абверкоманде-203, агента «Михайлова» (А.С. Соболева). В каких именно операциях в тылу противника участвовал Цвигун в тот момент, я точно не знаю, но ниже привожу наградной лист деда, подписанный Георгием Утехиным, — известным профессионалом зафронтовых спецопераций.
3 августа 1941 г.: Предъявитель сего — сотрудник Разведотдела НКГБ МССР Цвигун Семен Кузьмич в настоящее время откомандирован в распоряжение Особого отдела НКВД Юго-Западного фронта и по особому заданию (….) Тирасполь-Дубоссары по выполнению специальных заданий. Всем воинским частям, расположенным на линии фронта, оказывать всяческое содействие.

Семейный архив
10 сентября 1941 г.: командировка со специальным заданием в с. Марьяновку.

Семейный архив
28 сентября 1941 г.: командировка на линию фронта Юго-Западного направления со специальным заданием:

Семейный архив
8 октября 1941 г.: дед командируется в Москву в распоряжение отделов кадров НКВД СССР. Вскоре ему предстоит работать под в 4-м управлении, занимающимся диверсиями в тылу противника

Семейный архив
Январь 1942 – март 1942 | Зам. начальника 3-го отд. 4 отдела УНКГБ по Смоленской области. | Гор. Юхново Смоленской области |
Скорее всего речь о 3-м спецотделе 4-го отделения, которое занималось наружной разведкой. Подробнее о структуре ведомства в тот период можно узнать, пройдя по этой ссылке. В годы Великой Отечественной войны в районе Юхнова шли ожесточенные сражения. Обе воюющие стороны придавали Юхнову первостепенное значение. Для вермахта это была дорога на Москву. Войскам Западного фронта путь на Вязьму и Смоленск.
6 февраля 1942 г.: разрешение свободного проезда по фронтовой и прифронтовой полосе Западного фронта

Семейный архив
24 марта 1942 г.: Семен Кузьмич командируется в Москву в 4-е Управление НКВД СССР по делам службы:

Семейный архив

Оборотная сторона документа от 6 февраля 1942 г. Семейный архив
Март 1942 – ноябрь 1942 | Оперуполномоченный 4 управления НКГБ СССР | Гор. Москва |
В этот период Москва находится на осадном положении и для перемещения по городу необходимы спецпропуска. В архиве моего деда сохранилось два таких пропуска:

Семейный архив

Семейный архив
4-е управление НКВД СССР занималось диверсиями в тылу противника. Возглавлял управление легендарный Павел Судоплатов. Один из документов того периода выдан Цвигуну за его подписью.
6 июня 1942 г.: Цвигун С.К. командируется в г. Краснодар по делам службы

Семейный архив

Оборотная сторона документа от 6 июня 1942 г. Семейный архив
В Краснодар мой дед направлялся для формирования партизанского отряда «Батька», которое затем возглавил П.Е.Кривоносов (упоминается на обороте документа). Я писала об этой истории подробно в 2016 году в статье «По приказу Судоплатова».
Важное открытие последних недель: нашлась информация и документы по истории разведгруппы Андреева, в формировании которой также принимал участие Семен Кузьмич. Упоминание об этом есть в его автобиографиях лишь однажды — возможно потому, что размашистый почерк деда не давал ему возможность вписывать в тесные графы личного листка по учету кадров сразу несколько партизанских отрядов. А может быть потому, что в отличие о партизанского отряда «Батька», у отряда Андреева сложилась куда более трагичная судьба. Готовлю к публикации эти документы, которые содержат много подробностей о ситуации весной 1942 года в Транснистрии — губернаторстве, образованном румынскими властями на части территории оккупированных Винницкой, Одесской, Николаевской областей Украинской ССР и левобережной части Молдавской ССР. Здесь пока лишь обозначу эту главу в военной биографии деда:

Из автобиографии С.К.Цвигуна. Семейный архив
Ноябрь 1942 – март 1943 | И.о. заместителя начальника ОО 387 стрелковой дивизии 2-й гвардейской армии Сталинградского фронта | Сталинградский фронт |
20 декабря 1942 г.: предъявитель сего мл.лейтенант госбезопасности тов. Цвигун Семен Кузьмич действительно состоит на службе в ОО НКВД 387 СД в должности ст.оперуполномоченного 1271 СП.

Семейный архив
СД — стрелковая дивизия, СП — стрелковый полк.
22 декабря 1942 года выходит Указ Президиума Верховного Совета СССР о вручении медалей «За оборону Одессы». В акте о награждении капитана Семена Кузьмича Цвигуна он значится как начальник отделения разведгруппы подполковника Баландина:

Семейный архив
10 января 1943 года у станицы Богоявленская С.К.Цвигун вынуждено принял на себя руководство боем, за что был награжден орденом «Красная звезда». Из наградного листа: «Цвигун Семен Кузьмич в боях с немецко-фашистскими войсками показал себя в защите нашей Родины смелым, решительным и преданным делу Ленина-Сталина. В 10 января 1943 г. в станице Богоявленская Николаевского района Ростовской области в момент прорыва танков и автоматчиков противника, среди отдельный бойцов и командиров 1271 стрелкового полка создалось замешательство, которые без команды начали отступать. Товарищ Цвигун, видя тяжелую сложившуюся обстановку для полка, находясь на поле боя, взял в свои руки инициативу руководства боем, выправил создавшееся тяжелое положение, в результате чего противник из ст. Богоявленской был выбит, понес большие потери».

Выписка из наградного листа С.К.Цвигуна, март 1943 г.
Здесь я хотела бы еще опубликовать фотокопию наградного листа полностью, потому что в нем есть две важные детали. Во-первых, упоминается, что дед, среди прочего, участвовал в боях при Халхин Голе, что удивительно, потому что военный конфликт на границе с Монголией официально закончился в сентябре 1939 года, а Семена Кузьмича в этот момент только призвали на службу в НКВД Молдавской АССР. До этого он был директором школы в г. Кодыма Одесской области. При этом нигде более про Халхин Гол в справочных и биографических документах Цвигуна не упоминается.
Во-вторых, символична фигура человека, подписавшего одобрение на награждение деда — это подпись легендарного Георгия Валентиновича Утехина, одного из руководителей в главном управлении «СМЕРШ», отвечавшего в годы войны за борьбу с агентурой противника (парашютистами), забрасываемыми к нам в тыл, а с 1943-го ведал внешней контрразведкой в тылу противника. Очень интересную статью об этой работе Утехина публикует «Красная Звезда» в статье «Без права на ошибку». Именно Утехин возглавлял и Особый отдел Южного Фронта, где служил мой дед за год до этого боя. И еще хочется сохранить этот документ, где перечисляется в каких боях участвовал Семен Кузьмич Цвигун, в противовес тем нелепостям, которые иногда позволяют себе высказывать некоторые горе-журналисты о том, что «Цвигун не воевал».

Наградной лист С.К.Цвигуна, стр. 1 из 2. Документ Центрального архива Минобороны РФ, источник — сайт Подвиг народа (www.podvignaroda.ru)

Наградной лист С.К.Цвигуна, стр. 2 из 2. Документ Центрального архива Минобороны РФ, источник — сайт Подвиг народа (www.podvignaroda.ru)
В марте 1943 г. дед был ранен. Если судить по данным листка по учету кадров, ранение было легкое, но оно все равно повлияло на дальнейшую траекторию службы Семена Кузьмича. В то же время, в наградном листе, что я привела выше, была указано, что Цвигун на момент февраля 1943 года уже имел легкое ранение в голову. Таким образом, либо в марте на Дону дед был ранен повторно, либо здесь ошибка в датах.

Личный листок по учету кадров — Цвигун С.К. Семейный архив
Тем не менее, с этим ранением в голову связано одно семейное предание, о котором я писала раньше в заметке «Благодарность неизвестному солдату».
Март 1943 – февраль 1944 | Старший оперуполномоченный 2 отдела контрразведки ЮжУрВо | Гор. Чкалов |
ЮжУрВО — это Южно-Уральский Военный округ. Чкалов — название Оренбурга с 1938 по 1957 год.
10 февраля 1944 г.: командировочное удостоверение деда о том, что он следует в город Чкалов в распоряжение Начальника отдела контрразведки СМЕРШ:

Семейный архив
6 мая 1943 г.: временное удостоверение старшего лейтенанта госбезопасности тов. Цвигуна Семена Кузьмича в том, что он состоит на службе в отделе контрразведки «СМЕРШ» Южно-Уральского военного округа в должности старшего оперативного уполномоченного:
Февраль 1944 – ноябрь 1944 | Начальник розыскного отдела контрразведки «СМЕРШ» ЮжУрВо | г. Чкалов |
27 апреля 1944 г.: деду присвоено звание воинское капитан:
6 мая 1944 г. деду вручают медаль за оборону Сталинграда:
Ноябрь 1944 – июнь 1946 | Старший оперуполномоченный, затем начальник отделения контрразведки «СМЕРШ» Запасного полка | Ст. Тоцкая Чкаловской области |
14 сентября 1954 года на территории Тоцкого полигона под руководством Г. К. Жукова проводились широкомасштабные войсковые тактические учения с применением ядерного оружия, но к тому моменту Семен Кузьмич уже был переведен на работу в Молдавию, где к 1954 году стал первым заместителем председателя Комитета Госбезопасности при Совете Министров Молдавской ССР.
9 февраля 1945 г.: награждение медалью за оборону Одессы:

Семейный архив
Сохранились воспоминания Семена Кузьмича об обороне Одессы, которые я публиковала ранее в этом блоге. А в Чкалове прошли первые семейные годы деда с моей бабушкой Розой Михайловной и на излете 1945 года — года Великой Победы — в Оренбурге, как назывался тогда город Чкалов, родилась моя мама Виолетта.
Автор — Виолетта Ничкова
Отличная публикация и подборка документов! Здорово!. Спасибо огромное. Читаю со вниманием. Беру в пример как по форме, так и по содержанию публикации. Спасибо огромное. С благодарностью и признанием, Александр Сергеевич Суворов. Калуга.12.05.2020.
НравитсяНравится 1 человек
Спасибо, Александр Сергеевич!
НравитсяНравится
Добро.
НравитсяНравится