24 декабря 1990 г. моя бабушка, Роза Михайловна Цвигун записала в своем дневнике: «Позвонила из ВААП Дроздовская Ирина Юрьевна (тел. 203-04-81) из отдела гуманитарных наук и сообщила, что профессор Оксфордского университета Зигурд Циля просит разрешения на использование материала статьи С.К.Цвигуна «О происках империалистических разведок», напечатанной в журнале «Коммунист» № 14 за 1981 г. Материал намерены использовать в книге «Идея влияния юриспруденции». Я поставила в известность Кондаурова Алексея Петровича и Четверикова Н.Н., что я согласия не даю».
Это, скорее всего, была последняя, опубликованная при жизни статья моего деда, Семена Кузьмича Цвигуна (первого заместителя председателя КГБ СССР в 1967 — 1982 гг.). Материал опубликовали в сентябре 1981 г., и как раз осенью дед лег на плановую диспансеризацию, с которой все и началось. В январе 1982 г. его не стало. Что же касается публикаций, то подробные статьи и книги о деятельности западных разведок Семен Кузьмич писал регулярно, опираясь не только на сухую статистику, но, в первую очередь, на обширный фактический материал своей работы и реальные оперативные истории. Теперь по ним можно проследить основные контуры его служебной деятельности.

С.К.Цвигун на открытии мемориальной доски Ф.Э.Дзержинскому на здании КГБ СССР в Москве. 20.12.1968. Фото из семейного архива
Сегодня исполняется 100 лет со дня создания органов ВЧК-КГБ-ФСБ. Семен Кузьмич Цвигун в ранге первого зампреда КГБ СССР курировал главным образом управление Погранвойск и контрразведку. Оперативную работу контрразведчика он знал с самых азов и занимался ей всю жизнь. Собранный им за долгие годы фактический материал уникален. Однако сегодня этот материал уже раритет: изменилась не только мировая политическая система, изменились технологии — космос, компьютеризация, интернет, бесчисленные научные разработки преобразили методы разведки до неузнаваемости. Но главное, на мой взгляд, изменилось общество и люди.
Борьба разведок никуда не делась, однако в ней, по-моему, во многом утрачен очень важный элемент — простые бдительные граждане, силами которых раньше предотвращались многие шпионские операции. Да, бдительность в советском обществе порой принимала гипертрофированные формы, оборачивалась злом, но сейчас иная крайность — самоустранение, добродушное безразличие, сосредоточенность на частном. Понятие «бдительность» давно получило негативную, порой комичную окраску. Теперь мы живем в мире открытости, толерантности, глобализации, космополитизма. Это делает добычу государственных секретов и шпионскую деятельность легче. А работу контрразведчиков сложнее.
Еще во время своей работы в Таджикистане в начале 60-х гг. Семен Кузьмич Цвигун начал издавать свои первые материалы и брошюры о попытках иностранных разведчиков вести шпионскую и подрывную деятельность на территории Советского Союза. Брошюра под названием «Бдительность — наше оружие» вышла в Душанбе в 1962 г. Потом было много статей и, как сегодня говорят, «сиквел» брошюры в виде книги «Невидимый фронт», опубликованной в Баку и дополненной большим материалом, собранным в Азербайджане, где Цвигун возглавлял республиканский КГБ в 1963 -1967 гг.
А уже в 70-е гг. в Москве, когда дед был первым зампредом КГБ, появилась его 400 страничная книга «Тайный фронт. [О подрывной деятельности империализма против СССР и бдительности советских граждан]» с множеством иллюстраций и тиражом 200 тысяч экземпляров. Эта книга ныне хранится и в библиотеке Конгресса США.
В семейном архиве можно найти материалы деда о деятельности иностранных шпионов в СССР, начиная с 60-х гг., и о неравнодушных советских гражданах, позволивших выявить и нейтрализовать нарушителей. Иногда эти эпизоды получали отражение в советской печати, а ответные меры принимались на уровне советского министерства иностранных дел. Расскажу о наиболее поразивших меня эпизодах из архива деда.
В октябре 1964 г. в поезде Москва — Владивосток бдительные пассажиры заметили и сообщили начальнику поезда о подозрительных иностранцах, которые постоянно что-то снимали из окна и вели записи. В общем-то, дело понятное, но оцените масштаб: во-первых, когда их поймали, то нашли свыше 900 отснятых кадров, на которых были промышленные и военные объекты, замеченные иностранцами по ходу поезда. 900! Конечно, поезд идет долго. Но это не цифровая эра — это еще обычные пленочные фотоаппараты. Во-вторых, иностранные пассажиры успели исписать 26 блокнотов! Дед сохранил некоторые фотографии, изъятые у путешественников. Качество не очень, но для съемки в 1964 году из окна движущегося поезда — вполне неплохо.

Шпионский снимок военного аэродрома, сделанный военными атташе Дж. А. Обри, К.Р.Ливер, Дж. Ф. Смит и Н.Н.Лавиль. 1964 г. Фото из семейного архива

Надпись на обороте шпионского снимка аэродрома. Семейный архив
А вот фото изъятой техники и блокноты. Мощному объективу можно позавидовать и сегодня.

Фотография с вещественными доказательствами шпионской экипировки, изъятой у военных атташе США Дж.А.Обри, К.Р.Ливера, Дж.Ф.Смита и Н.Н.Лавиля. 1964 г. Фото из семейного архива

Надпись на обороте фотографии с вещественными доказательствами шпионской экипировки военных атташе США, следовавших поездом Москва — Владивосток. 1964 г. Семейный архив
Этот эпизод нашел отражение в черновой отпечатке книги «Тайный фронт», где наряду со шпионской историей в поезде, приводятся любопытные истории, имевшие место в Азербайджане.

Фрагмент черновой отпечатки материалов С.К.Цвигуна (предположительно для книги «Тайный фронт») с правками автора. Семейный архив

Фрагмент черновой отпечатки материалов С.К.Цвигуна (предположительно для книги «Тайный фронт»). Семейный архив
Тогда в 1964 году по факту задержания горе-путешественников в газете «Известия» вышла статья в лучших традициях советской дипломатии.

Семейный архив

Статья в газете «Известия» от 7 октября 1964 г. Семейный архив
А вот фото плакатов в честь бдительных граждан Таджикистана, силами которых удалось вовремя задержать иностранных шпионов, пытавшихся прорваться через границу вглубь страны. Героев наградили. Фото сохранили.

Семейный архив

Семейный архив

Семейный архив
Особое впечатление произвела на меня романтическая история, в которой француженка попросила своего знакомого из Сибири прислать ей… мох и хвою кедра. На первый взгляд, необычно, но можно списать на романтику. Вот захотелось женщине в далекой Франции подержать в руках настоящий сибирский мох и хвою. Поэтично! Но увы, проза контрразведчиков сурова.

Черновой экземпляр материалов С.К.Цвигуна — предположительно для книги «Тайный фронт» — с правками автора. Семейный архив.
В книгах и статьях об иностранных разведках, которые публиковал мой дед, по сути, почти всю свою службу, можно найти немало статистики и структурного описания западных разведывательных ведомств. Любопытно сравнить с нынешним положением дел. Еще в 2013 году Эдвард Сноудэн называл ежегодный бюджет всех разведывательных ведомств США в 52,6 млрд. долларов. Если это правда, то по сравнению с 1980 г. он вырос более, чем в 4 раза.

Фрагмент статьи С.К.Цвигуна «Подрывные акции — оружие империализма». Журнал «Коммунист», № 4, март 1980 г. Стр. 109. Семейный архив
Попытки западных разведок использовать доверчивость советских людей нередко наталкивалась на сопротивление. Это обстоятельство, несомненно помогало сотрудникам КГБ разоблачать шпионов. Боюсь, сейчас такая сознательность встречается нечасто…

Фрагмент статьи С.К.Цвигуна «Подрывные акции — оружие империализма», журнал «Коммунист», № 4, март 1980 г. Стр. 119. Семейный архив
Статьи деда вызывали большой интерес как у советских людей, так и у его западных «коллег». Порой случались комичные ситуации: в Англии статьи Цвигуна читали быстрее, чем его преданные советские читатели. Среди многочисленных писем с откликами на публикации деда, есть вот такое из Хабаровска:

Семейный архив

Семейный архив

Семейный архив
Но не контрразведкой единой жил КГБ во времена, когда там служил мой дед. Хотя его работа и была сосредоточена на управлении Погранвойск и контрразведке, он, как первый заместитель Андропова, был причастен и к другим направлениям деятельности Комитета. Пока мне не удалось получить личное дело С.К.Цвигуна, которое есть на хранении в ФСБ, но повторный запрос я послала и надеюсь на положительный ответ. За последние два десятилетия вышло столько монографий и автобиографий сотрудников КГБ, которые подробно рассказывали о своей работе и проводимых операциях, что не иметь хотя бы частичного доступа к информации о конкретной работе моего деда было бы огорчительно.

С.К.Цвигун (4-й слева в первом ряду), Н.В.Подгорный и Л.И.Брежнев в центре. А.Н.Шелепин (крайний справа в первом ряду), М.А.Суслов (3-й справа в первом ряду). А.Н.Косыгин (4-й справа в первом ряду). На заднем ряду за С.К.Цвигуном — будущий председатель КГБ В.В.Федорчук. В правой части президиума во втором ряду — Эрих Мильке, министр госбезопасности ГДР. В.М.Чебриков, будущий председатель КГБ СССР — 6-й справа в заднем ряду. Москва, конец 1960-х — 1970-е гг., предположительно собрание по случаю очередной годовщины органов госбезопасности СССР.
Тем не менее, основным источником информации об этой работе, для меня остается семейный архив. В нем, в частности, содержатся документы, говорящие о добрых личных отношениях со многими легендарными разведчиками, в том числе и из числа дружественных нам спецслужб стран Варшавского договора. Приведу лишь одно показательное письмо от человека, который хорошо известен — Маркус Вольф.

Семейный архив
А тем временем, президент США Дональд Трамп преподнес целых два, хоть и неравнозначных подарка к столетию органов госбезопасности нашей страны. Во-первых, он, по сути, спас от теракта Казанский собор и тысячи людей в Санкт-Петербурге (предотвратить трагедию нашим спецслужбам удалось благодаря переданным нам данным ЦРУ). Во-вторых, Трамп 18 декабря одобрил новую стратегию национальной безопасности США. Мы там значимся как угроза, но, по словам пресс-секретаря президента Путина, «в стратегии есть и «скромные позитивные моменты» — «в частности, это готовность сотрудничать в тех областях, которые соответствуют интересам американцев»…
Как ни крути, но последующие годы не будут скучными. А значит, сегодняшним виновникам торжества придется работать много и напряженно. Возможно, больше, чем когда бы то ни было, потому что количество и качество нынешних вызовов, не сравнимо ни с чем. Будем надеяться, они сумеют опереться на лучший опыт прошлых поколений своих коллег. С праздником всех причастных к сегодняшнему юбилею!
Автор — Виолетта Ничкова
Использование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
С.К.Цвигун на открытии мемориальной доски Ф.Э.Дзержинскому на здании КБГ СССР в Москве. 20.12.1968. Фото из семейного архива. Пожалуста исправьте маленькую ошибку поменяйте места букв не КБГ а КГБ.
НравитсяНравится
Спасибо, Араз, исправлю!
НравитсяНравится