В мои школьные годы была популярна шутка про «глупых американцев», которые потратили миллионы долларов и кучу времени в попытке создать авторучку, способную писать в космосе, а «хитрые советские космонавты» в это время продолжали спокойно писать на орбите простым карандашом. Почему-то я была уверена, что история про космическую ручку — это всего лишь анекдот, но оказалось, что это чистая правда. Более того, такую ручку я нашла, причем вместе с подробной схемой устройства! Где? В семейном архиве моего деда С.К.Цвигуна, где делам космическим отведено немало места.
В силу своего служебного положения Семен Кузьмич Цвигун, первый заместитель председателя КГБ СССР (1967 — 1982 гг.) непосредственно принимал определенное участие в советских космических программах и поэтому был знаком со многими космонавтами, конструкторами, сотрудниками Центра управления полетами. О подробностях этой работы можно только догадываться, но думаю, что она была связана не только с обеспечением безопасности, но и с технической, а может и административной поддержкой, учитывая возможности ведомства Юрия Владимировича Андропова. Кроме этого, посещение закрытого Звездного городка высокопоставленными иностранными гостями иногда было частью культурной программы их пребывания в Советском Союзе, и дед нередко сопровождал своих зарубежных коллег в Центр подготовки космонавтов.
Сегодня, в День космонавтики я хочу опубликовать некоторые наиболее любопытные «космические» архивы Семена Кузьмича Цвигуна.
«Союз — Аполлон»
К своему стыду я не знала, что и в подготовке совместного советско-американского полета мой дед принимал участие, хотя это было бы логично предположить. Но найденные недавно документы «Участника» меня и удивили, и порадовали.
Обратите внимание на указанный город — Калининград. Я не сразу поняла, что речь не идет о славном городе на Балтийском побережье. Более того, загуглив по наивности «Калининград Союз-Аполлон», чтобы выяснить странную взаимосвязь, я тут же получила несколько статей о посещении ветеранами полета «Союз-Аполлон» этого города в 2005 году. Это обстоятельство еще больше сбивало с толку. И только копнув поглубже, я узнала, что Калининградом вплоть до 1996 г. назывался подмосковный город Королев, — как раз то место, где и находится «Звездный городок», Центр подготовки космонавтов.

Информационные материалы для прессы по полету «Союз-Аполлон». 1974 г. Семейный архив
Эта картинка была отпечатана в США, поэтому привычное русскому слуху «Союз-Аполлон» здесь названо наоборот — «Аполлон-Союз». Текст на обороте и перевод придерживаются этой редакции:

Информационные материалы для прессы по полету «Союз-Аполлон». 1974 г. Семейный архив
О масштабе и славе первого в истории космонавтики совместного советско-американского пилотируемого полета «Союз-Аполлон» написаны тысячи книг, но и сегодня эта программа поражает своим размахом, подготовкой и «международным звучанием». Вот несколько редких фотографий и артефактов из архива Семена Цвигуна в этой связи:

«Генералу Цвигуну Семену Кузьмичу с уважением от экипажа «Союза». Космонавты Алексей Леонов и Валерий Кубасов, участники совместного полета «Союз-Аполлон». 1975 г. Семейный архив

Участники полета «Союз-Аполлон»: (слева направо) Томас Стаффорд, Алексей Леонов, Вэнс Бранд, Валерий Кубасов, Дональд Слейтон. 1975 г. Семейный архив.

Советская почтовая марка, выпущенная по случаю полета «Союз-Аполлон» с автографами космонавтов. 1975 г. Семейный архив
Совершенно замечательный «пресс-кит» — информационный материал для прессы был подготовлен по «Союз-Аполлону». Невероятно толковый, внятный и подробный. Прозрачность подготовки совместного полета была невероятной для той эпохи.

Фрагмент информационных материалов для прессы по полету «Союз-Аполлон», 1975 г. Семейный архив.
В этих материалах среди прочего содержится полное описание меню американских и советских космонавтов, — все продукты и блюда, которыми они должны были питаться во время совместного полета. И тут нехитрый сравнительный анализ поражает воображение. Во-первых, меню американцев занимает целых 4 страницы, тогда как описание предусмотренного питания наших космонавтов уместилось всего в какие-то скромные 15 строчек. Во-вторых, американское разнообразие восхищает, одни десерты чего стоят! Шоколадный пудинг, шоколадный торт с орехами, ореховый торт с вишнями, клюквенное желе, ананасы, персики, печенье с орехами или покрытое шоколадом и т.п. И, конечно же, какая Америка без крекеров и арахисового масла, даже если речь идет о полете в космос! Итак, кто не боится набрать лишние килограммы, может освоить диету экипажа «Аполлон»:

Фрагмент информационных материалов для прессы по полету «Союз-Аполлон», 1975 г. Семейный архив

Фрагмент информационных материалов для прессы по полету «союз-Аполлон», 1975 г. Семейный архив

Фрагмент информационных материалов для прессы по полету «Союз-Аполлон», 1975 г. Семейный архив

Фрагмент информационных материалов для прессы по полету «Союз-Аполлон», 1975 г. Семейный архив
А вот наша патриотическая отечественная альтернатива:

Фрагмент информационных материалов для прессы по полету «Союз-Аполлон», 1975 г. Семейный архив
А вот и знаменитая авторучка, вернее, ее точная копия:

Копия американской космической авторучки. 1975 г. Семейный арив

Инструкция-схема американской космической авторучки. 1975 г. Семейный архив

Описание американской космической авторучки и купон на заказ дополнительных экземпляров. 1975 г. Семейный архив
Как видите, всего за 1 доллар с помощью прилагаемого купона можно было заказать себе еще таких копий и, скорее всего, после успешного полета космических авторучек было подано немало!
О масштабе проводимого полета «Союз-Аполлон», о количестве задействованных средств и ресурсов можно судить даже по одной этой простой схеме:

Информационные материалы по полету «Союз-Аполлон», 1975 г. Семейный архив
Как известно, были дублирующий и резервные экипажи:

Космонавты Анатолий Филипченко (слева) и Николай Рукавишников (справа) были экипажем-дублером для «Союза-19», совершавшего полет «Союз-Аполлон». Семейный архив
И предыдущие полеты Союзов заложили основу будущего успеха «Союз-Аполлон»

«Генералу Цвигуну с уважением от экипажа «Салюта»: космонавты Виталий Севастьянов (слева) и Петр Климук (справа) — «Салют 4/Союз-18». Семейный архив.
И о полете «Союз-Аполлон», и о других наших космических победах в СССР издавалось множество книг. Сейчас, когда полеты в космос стали чуть ли не чем-то обыденным, популярных книг о космических полетах, о работе на орбите стало мало. Возможно они есть, но именно я их не вижу на полках книжных магазинов, однако за последние десятилетия мне не попадались издания наших современных космонавтов. Детей, мечтающих о космосе стало совсем мало. Странная и грустная закономерность. В своей библиотеке книги летчиков-космонавтов, подаренных моему деду, я храню с особым трепетом:
Программа «Интеркосмос»
В 70-е годы развернулось международное космическое сотрудничество между СССР и дружественными нам странами (в первую очередь государствами Варшавского договора) в области совместных пилотируемых полетов. Благодаря этой программе на советских космических кораблях отправились на орбиту Земли первые космонавты таких стран как Чехословакия, Польша, ГДР, Монголии, Франции, Венгрии, Афганистана…
Все это требовало большой совместной работы, в том числе и по линии силовых ведомств, включая органы безопасности и органы внутренних дел. Так в Звездном городке побывали министры и представители иностранных органов госбезопасности и МВД. Один такой визит был особенно показательным: в объектив фотографов попало то, как в кабину космического аппарата «Союз» забрался С.К.Цвигун со своим иностранным коллегой. На фотографиях значился только год и месяц, и мне потребовалось немало сил, чтобы определить, кто же этот загадочный гость Звездного городка.
Благодарю свою бывшую коллегу по работе в «Международной панораме» журналиста Ариадну Рокоссовскую — правнучку маршала Рокоссовского за помощь в идентификации этого человека. Итак, фотографии пребывания министра МВД Польши Станислава Ковальчика в Звездном городке в феврале 1974 г.

Семен Цвигун и Станислав Ковальчик забираются в космический аппарат «Союз». Звездный городок, февраль 1974 г. Семейный архив

«Ну, как вы там?» — интересуется Андриян Николаев (крайний слева), первый заместитель начальника Центра подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина у пассажиров космического корабля «Союз» — министра МВД Польши Станислава Ковальчика (слева) и Семена Цвигуна (справа). Звездный городок, февраль 1974 г. Семейный архив.

Семен Цвигун (слева) и Станислав Ковальчик (справа) в космическом аппарате «Союз». Звездный городок, февраль 1974 г. Семейный архив

Польская делегация во главе с министром внутренних дел Польши Станиславом Ковальчиком (4-ый справа в первом ряду) в Звездном городке. С.К.Цвигун (6-й справа), Андриян Николаев (5-ый справа). Февраль 1974 г. Семейный архив.

Слева направо: Алексей Леонов, Семен Цвигун, Андриян Николаев, Станислав Ковальчик. Звездный городок, февраль 1974 г. Семейный архив

Семен Цвигун и Станислав Ковальчик в музее Звездного городка. Февраль 1974 г. Семейный архив

Председатель КГБ СССР Ю.В.Андропов и министр Внутренних дел Польской Народной Республики Станислав Ковальчик подписывают совместные бумаги. С.К.Цвигун — в центре во втором ряду. Ф.Д.Бобков (3-й слева во втором ряду). Февраль 1974 г. Семейный архив
Учитывая, что визит продолжился подписанием неких важных совместных бумаг с председателем КГБ СССР Ю.В.Андроповым, можно предположить, что без обсуждения планов будущего советско-польского полета тоже не обошлось. Первый польский космонавт Мирослав Гермашевский начал подготовку в подмосковном Центре управления полетов в 1976 году, а полетел в космос в 1978 г.
Легендарный конструктор Владимир Челомей
Академика Владимира Николаевича Челомея, выдающегося ученого и конструктора знают сегодня в основном как создателя ракеты-носителя «Протон». Между тем, по словам авторов документального фильма «Звездные войны Владимира Челомея» , Владимир Николаевич — «это крылатые ракеты для военно-морского флота и стратегической авиации, баллистические ракеты, вооруженные ядерными боеголовками, легкие космические самолеты и военные орбитальные станции, многоразовые космические корабли, маневрирующие в космосе ядерные боеголовки и даже космический десант, который можно доставить в любую точку планеты за 90 минут, прыгнув на специальном десантном корабле через ближний космос».
С Семеном Цвигуном Владимира Челомея связывали очень теплые отношения: в семейном архиве много писем и поздравлений от Владимира Николаевича, есть совместные фотографии и даже целый фотоальбом из Звездного городка, где академик показывает Семену Кузьмичу какие-то сложные приборы, заставляет посидеть в загадочной кабине, увлеченно о чем-то спорит с Цвигуном и неизменно улыбается: у Челомея удивительная улыбка, немного детская, как у ребенка, который умеет и любит мечтать о труднодостижимом, но умеет стремиться к этому труднодостижимому всей душой.

Владимир Челомей и Семен Цвигун. 1970- е гг. Фото из семейного архива

Семен Цвигун в гостях у Владимира Челомея в Центре подготовки космонавтов. Июль 1976 г. Семейный архив.

Владимир Челомей и Семен Цвигун в Центре подготовки космонавтов. Июль 1976 г. Семейный архив

Владимир Челомей (в центре) что-то увлеченно рассказывает Семену Цвигун (второй справа). Центр подготовки космонавтов. Июль 1976 г. Семейный архив
«Время первых» (с)
В эти дни проходит громкая премьера нового отечественного фильма «Время первых» — об истории первого выхода человека в открытый космос, который осуществил наш замечательный космонавт Алексей Леонов. Удивительным образом в архиве моей бабушки — супруги Семена Цвигуна — Розы Михайловны Цвигун сохранилась фотография со встречи космонавтов Леонова и Беляева в Пермском аэропорту в марте 1965 года — как раз после того легендарного полета, о котором повествует фильм. В открытых источниках мне раньше этот кадр не попадался.

Встреча космонавтов Алексея Леонов (справа) и Павла Беляева в аэропорту Перми, март 1965 г. Фото из семейного архива

Запись на обороте фотографии встречи космонавтов Леонова и Беляева в аэропорту города Пермь. Семейный архив
Кто и когда подарил эту фотографию, сделав на обороте эту историческую запись — загадка. Но все, что связано с космонавтами Роза Михайловна хранила всегда очень бережно. А в ее кабинете за стеклом книжных полок на самом видном месте стояла вот эта фотография, которую не иначе как «Время первых» тоже не назовешь. К сожалению, мой сканер меньше, чем этот широкоформатный снимок, но хоть и в «обрезанном» виде, все участники уместились. И все расписались на память. И Юрий Гагарин, 56-ю годовщину первого полета в космос которого мы сегодня отмечаем, тоже поставил свой автограф.

Первые советские космонавты на трибуне Мавзолея. Семейный архив
Так или иначе, но многие члены нашей семьи оказались связаны с космосом. Дочь С.К.Цвигуна — мою маму Виолетту — в свое время отобрали в отряд космонавтов для тренировки к полету второй женщины в космос. Мама моя была очень бойкой и спортивной девушкой, отличницей Первого медицинского института. Однако тогда моя бабушка категорически воспротивилась космической карьере дочери и от участия в подготовке космонавтов маме пришлось отказаться. Позже зять Цвигуна — Владислав Ничков, мой отец, — будучи сотрудником советского посольства в Париже и членом группы по научно-техническому сотрудничеству готовил первый (а потом и второй) совместный советско-французский космический полет, отправлял на орбиту Жан-Лу Кретьена.
Тогда же в 80-е годы в Париж приезжал и космонавт Алексей Леонов. Было предусмотрено его выступление в нашем посольском клубе, которое тоже не обошлось без участия моего папы. В ожидании своего выступления Леонов отдыхал в одной из гостевых квартир посольства и рисовал. В небольшом блокноте он сделал зарисовку красивого елового леса, на опушке которого стояла уютная русская избушка. Подпись под рисунком гласила: «Милой русской девочке Виолетте на память о русском лесе». Сюжет рисунка Леонов выбрал неслучайно — его очень огорчил вид нашего посольского двора, где вынуждены были гулять все посольские дети, включая меня. Двор был ухоженный и просторный, но сама конструкция посольства была такова, что двор представлял из себя глубокий колодец, в который почти не попадало солнце. Это сильно опечалило нашего космонавта, и он оставил свой пейзаж в напоминание о русской природе. К сожалению, этот рисунок сейчас не представляется возможным показать: в череде многих переездов он не затерялся, но точное его местоположение не совсем ясно. В отличие от бабушки, моя семья за своими архивами следила не так тщательно…
Зато русский лес, нарисованный на скорую руку Алексеем Леоновым, на всю жизнь запечатлелся в моей памяти, о чем я и рассказала потом самому Леонову, когда снимала его для программы «Международная панорама» в 2001 году. По иронии судьбы первый мой документальный фильм тоже оказался о космонавтах — «Небожители. Эпоху спустя». Но это уже совсем другая история, не имеющая прямого отношения к архивам моего деда. А закончу еще один маленьким артефактом: все же хорошо, когда детская литература не только познавательна, но и учит мечтать о прекрасном, например, о космосе. Одну из таких книг в 1979 г. написал летчик-космонавт Виталий Севастьянов, с которым я любила в детстве общаться — он бывал у деда в гостях. Свою книжку он подарил мне сам, сделав запись на память.
И хотя в моем имени космонавт умудрился сделать аж 2 ошибки, написав Виолетта с одной «т», а фамилию через «е», а не через «и», меня это никогда не огорчало! С праздником!
Автор — Виолетта Ничкова
Использование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
Томас Пэттен Стаффорд /Stafford/ фигурирует в книге почётных граждан Калининграда того, который на крайнем Западе, а не Подмосковного! Он бывал тут. Звание «Почетный гражданин города Калининграда» присвоено решением Городского Совета депутатов Калининграда (третьего созыва) № 281 от 09.07.2005 г.
НравитсяНравится
Ольга, он бывал в Калининграде, который «на Западе» именно в 2005 году, — тогда же ему и присвоено звание почетного гражданина. В моей статье документы 1975 года из Звездного городка с подписью Калининград, а тогда Калининградом назывался еще и подмосковный город Королев, где и был Звездный городок. Посмотрите внимательно начало моей статьи: «…Калининградом вплоть до 1996 г. назывался подмосковный город Королев, — как раз то место, где и находится «Звездный городок», Центр подготовки космонавтов.». Так что Томас бывал в двух Калининградах в разное время. А в западном Калининграде, насколько мне известно, Звездного городка нет.
НравитсяНравится