Сегодня народному художнику СССР, Герою Труда Российской Федерации, талантливому портретисту, пейзажисту, невероятному труженику, человеку с фантастической энергетикой, прямолинейным характером и непростой судьбой Александру Максовичу Шилову исполнилось 80 лет. И пока я готовлю новую публикацию с архивами и воспоминаниями о том, как мы с Шиловым в далеком 1980 году работали над моим портретом «Виолетта с кошкой», хочу поделиться редкими фотографиями из моего архива, которых вы, скорее всего, не найдете в Интернете.
Эти снимки большого формата — настолько большого, что они не помещаются в моем сканере — были подарены Александром Максовичем моей бабушке Розе Михайловне Цвигун «на добрую память», как гласят сохранившиеся надписи на обороте. О том, как бабушка познакомилась с Шиловым, как он написал ее портрет, а затем и портрет моего деда, как Роза Михайловна поддерживала молодого, но очень талантливого и целеустремленного художника, как верила в него я написала в 2017 году в статье «Шилов и Цвигун. История портрета». А сегодня публикую две новые и, на мой взгляд, очень интересные фотографии. На первой Шилов рисует портрет нашей великой оперной певицы Елены Образцовой, а Елена Васильевна позирует ему в шубе, хотя на фотографии мы видим, что художник изобразил Образцову в платье (шуба лишь слегка наброшена на плечи и почти не угадывается). Почему же Елена Васильевна на фото кутается в меха? У меня в памяти сохранились детские впечатления о том, что в мастерской Александра Максовича как правило было холодно! Об этом испытании холодом я позже напишу отдельно.


А это совсем редкий кадр: две легенды, два соратника и, как многие часто считали, два больших соперника в живописи, такие разные и такие масштабные как в творчестве, так и в своей общественной деятельности — Илья Глазунов и Александр Шилов вместе дома у Глазунова. Что только ни приписывали их отношениям, как только ни судачили, как ни пытались разделить всех любителей искусства на два лагеря — либо ты «за Шилова», либо «за Глазунова»! И вот они оба, молча и задумчиво сидят рядом, под иконами и лампадами, коих дома у Глазунова было много. По какому поводу собрались? Кто сделал этот снимок? Справа на фото — жена Глазунова. А вот лицо человека слева мне смутно знакомо, но пока не узнаю. Может быть, кто-то из читателей подскажет его имя.


Когда сегодня я дозвонилась Шилову, мне ответил молодой женский голос. Первая мысль: «Неужели поменял телефон? Как же теперь поздравить?». Но я все же попросила позвать к телефону Александра Максовича. В трубке было слышно оживление, радостные голоса. «Празднуют!» — подумалось мне. «А как Вас представить?» — доброжелательно поинтересовался женский голос. «Виолетта с кошкой» — ответила я, не задумываясь, ведь это был узнаваемый пароль и он тут же сработал. «Аааа!» — женский голос радостно оживился и торопливо добавил: «Уже передаю».
Я услышала, как женщина сказала Шилову многозначительным тоном: «Вас Виолетта с кошкой!». Это прозвучало торжественно и явно с акцентом, чтобы услышали рядом стоящие гости. Александр Максович взял трубку, он был рад, голос был теплым, сказал, что ему очень приятно, что я помню и дозвонилась. Я торопливо и громко, чтобы гости не помешали ему расслышать мои слова, поздравила своего любимого художника, которому благодарна не только за свой портрет, но и за портреты моих родных. «Висит твой портрет, любуются на него!» — тут же радостно подхватил Шилов и уже более повелительным тоном, не терпящим возражений добавил: «Выбирай время, звони и приезжай!».
С Шиловым разговоры по телефону всегда очень торопливы. Он вечно спешит, потому что не любит тратить время впустую, ревностно дорожит каждой минутой, всегда занят, все максимально наполнено деятельностью, реализацией задуманного, постоянным творчеством. Говорит основное по делу и всегда старается зафиксировать дальнейшие планы. «У меня много новых картин, посмотришь!» В 80 лет у него много новых картин! Голос наполнен силой и энергией, человек устремлен вперед, в будущее — только поспевай. Здоровья, сил и много новых картин Вам, Александр Максович!
Автор — Виолетта Ничкова
