В 1962 году он координировал операцию «Лютеция» по обмену летчика Пауэрса на арестованного в США разведчика-нелегала Рудольфа Абеля (Вильяма Фишера). В его послужном списке — работа резидентом КГБ в Оттаве, руководство отделом в легендарном Управлении «С» (нелегальная разведка), сопровождение Никиты Хрущева во время его визита в США… А еще он целых 15 лет отвечал за связи ПГУ с органами безопасности соцстран. 6 ноября 2022 года исполняется сто лет со дня рождения генерал-майора Владимира Павловича Бурдина — одного из самых ярких и значимых руководящих сотрудников советской внешней разведки.

Работа Бурдина во главе отдела ПГУ КГБ СССР по связям со спецслужбами стран соцлагеря, точно совпала по времени с тем же 15-летним периодом, когда мой дед, Семен Цвигун, занимал пост первого заместителя председателя КГБ СССР (1967 — 1982 гг.). Таким образом, Семен Кузьмич и Владимир Павлович иногда пересекались в рабочих поездках Цвигуна в Восточную Европу, из которых в моем семейном архиве сохранились очень интересные и атмосферные фотографии. Сам Владимир Бурдин, надо сказать, обладал заметной внешностью и мощной харизмой, — насколько это помогало или мешало ему в его работе разведчика сказать сложно, но не подпасть под обаяние этого рослого и статного человека было, по-моему, нельзя. Вместе с тем, на фото хорошо видно, насколько Бурдин сосредоточен и собран даже во время «культурной программы» — будь то посещение музея, пикник или охота: всегда с предельным вниманием следит за собеседником, во время застолий в руке у него не рюмка, а стакан с соком или водой и в целом ощущение, что именно он негласно контролирует происходящее вокруг. В общем, смотрите сами. Фотографий Бурдина в Интернете совсем мало, — хотелось бы хоть чуть-чуть исправить эту ситуацию в день его столетия. Ниже — фотографии совместного визита Цвигуна и Бурдина в Чехословакию в 1971 году, а также несколько снимков их охоты предположительно в лесах ЧССР.





Одним из пунктов программы визита было награждение чехословацких коллег высокими советскими наградами. Фото ниже об этом свидетельствуют.





А вот еще одна очень символичная фотография с церемонии награждения: слева стоит посол СССР в Чехословакии Виктор Степанович Червоненко. По воспоминаниям министра обороны СССР Гречко за самоотверженные и высокопрофессиональные действия Червоненко в трудный период «Пражской весны» советское руководство всерьез подумывало наградить его сразу двумя Орденами Ленина. Реализовался этот план или нет мне точно неизвестно, но Орденов Ленина у Червоненко все равно было целых пять! Важная деталь: через два года после этой встречи — в 1973-м Чевоненко станет послом СССР во Франции на долгих девять лет. Я застану его в этом качестве, когда приеду жить в посольство в 1981 году. Запомнится его теплая забота о посольских детях: например, однажды во время «коммунистического субботника» в загородной резиденции посла в местечке Марль-ан-Бри, куда нам было разрешено приехать вместе с родителями, Виктор Степанович лично вышел к нам, шаловливой детворе с большим мешком сладостей и стал щедро раздаривать конфеты. Это было очень трогательно. И еще одно совпадение: Червоненко официально покинет свой пост посла СССР во Франции на следующий день после смерти Цвигуна — 20 января 1982 г.

А это уже средневековый замок Глубока-над-Влтавоу в трех часах езды от Праги. Сюда делегация приехала в рамках культурной программы, причем, судя по фото, она включала и церемонию посвящения в рыцари!



Далее — фото совместной охоты. В архиве у меня сохранились снимки сразу с двух поездок на охоту в ЧССР с участием Бурдина и моего деда. Это — первое охотничье мероприятие:

И, пожалуй, самая выразительная фотография Владимира Павловича Бурдина из моей коллекции: человек с ружьем и в деловом костюме. Какой взгляд! Какая улыбка! Не фотография, а метафора.

Впрочем, не исключено, что это были не две поездки, а разные дни съемок: вечером могли приехать в охотохозяйство, а на следующий день, уже переодевшись, заняться, собственно охотой. Формат пребывания на природе включал ряд местных обычаев и традиций. Во-первых, гостей рассаживали по пенькам вокруг большого костра. Во-вторых, на костре с помощью длинных палок (тросточек) предлагалось зажаривать сардельки. Тем не менее, в пользу версии разных поездок говорит то, что гостей сопровождают жены, — на фото присутствует моя бабушка, Роза Михайловна Цвигун.



Пикник включал и поездку по озеру. Эти два джентльмена в шляпах — Семен Цвигун и Владимир Бурдин в черных очках смотрятся как киногерои, не находите?


В 1982 году Бурдин уехал в Чехословакию уже надолго. На сайте Службы внешней разведки Российской Федерации в краткой биографии Владимира Бурдина указано:
«… С 1982 по 1989 год — руководитель представительства КГБ СССР при МВД Чехословакии. Ушел в отставку по возрасту в 1990 году. За плодотворную деятельность генерал-майор Бурдин награжден двумя орденами Красного Знамени, орденами Трудового Красного Знамени и Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, многими медалями, орденами и медалями ряда стран бывшего социалистического содружества, а также нагрудным знаком «Почетный сотрудник госбезопасности». Скончался 24 декабря 2004 года.»
Владимиру Бурдину было 82 года, когда его не стало. За несколько месяцев до его ухода на телеканале «Россия» (тогда РТР) состоялась премьера моего документального фильма о деде «Генерал Цвигун. Последний выстрел». Видел ли его Владимир Павлович? Теоретически мог, конечно. Очень жаль, что я не знала о Бурдине тогда, когда снимала свое кино. Мне бы очень хотелось расспросить его о Семене Кузьмиче, об их совместной работе и поездках, о деталях, которые остались за кадром фотографий, которые я сегодня публикую. Насколько я знаю, Бурдин не оставил мемуаров. Согласился бы он дать интервью для моего фильма о Цвигуне, если бы я с ним связалась тогда? Как знать.
Автор — Виолетта Ничкова