Летом 1974 года моя бабушка Роза Михайловна Цвигун ходила смотреть на «Джоконду» Леонардо да Винчи. Знаменитый шедевр привезли в Москву и экспонировали в ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Входные билеты в ГМИИ им. А.С.Пушкина на посещение выставки «Джоконда» Леонардо да Винчи, 1974 г. Семейный архив
Это большое событие в культурной жизни советской столицы стало возможным благодаря совместным усилиям СССР и Франции, а важность этого сотрудничества была особым образом отмечена в программке мероприятия. Программок было две: одна побольше, но черно-белая (за 8 копеек), вторая — поменьше, но зато с хорошей цветной репродукцией «Джоконды» (за 5 копеек).
Примечательно, что в черно-белом проспекте «Мона Лиза» везде написана с двумя «н» — «Монна Лиза», а в цветной — с одной «н», как это более привычно нам, сегодняшним (и принято во всем мире). Та программка, что была побольше, содержала несколько страниц подробного описания истории и художественной ценности «Джоконды», а также список использованной литературы, начиная с издания 1935 года!

Обложка программы выставки «Джоконда» Леонардо да Винчи в ГМИИ им. А.С.Пушкина, 1974 г. Семейный архив

Обложка программы выставки «Джоконда» Леонардо да Винчи в ГМИИ им. А.С.Пушкина, 1974 г. Семейный архив

Программа выставки «Джоконда» Леонардо да Винчи в ГМИИ им. А.С.Пушкина, сост. Т.И.Прилуцкая, 1974 г. Семейный архив

Программа выставки «Джоконда» Леонардо да Винчи в ГМИИ им. А.С.Пушкина, сост. Т.И.Прилуцкая, 1974 г. Семейный архив

Программа выставки «Джоконда» Леонардо да Винчи в ГМИИ им. А.С.Пушкина, сост. Т.И.Прилуцкая, 1974 г. Семейный архив

Программа выставки «Джоконда» Леонардо да Винчи в ГМИИ им. А.С.Пушкина, сост. Т.И.Прилуцкая, 1974 г. Семейный архив

Программа выставки «Джоконда» Леонардо да Винчи в ГМИИ им. А.С.Пушкина, сост. Т.И.Прилуцкая, 1974 г. Семейный архив

Программа выставки «Джоконда» Леонардо да Винчи в ГМИИ им. А.С.Пушкина, сост. Т.И.Прилуцкая, 1974 г. Семейный архив

Программа выставки «Джоконда» Леонардо да Винчи в ГМИИ им. А.С.Пушкина, 1974 г. Семейный архив
Входной билет на выставку «Джоконда» был отдельный и стоил 1 рубль. На обороте сохранившихся билетов значились тогдашние правила музея: «Вход с вещами, сумками, портфелями категорически запрещен. Камеры хранения музей не имеет. Фотографирование не разрешается».

Оборотная сторона входных билетов в ГМИИ им. А.С.Пушкина на посещение выставки «Джоконда» Леонардо да Винчи, 1974 г. Семейный архив
Выставка проходила (согласно информации, напечатанной в программе) в июне — июле 1974 г., хотя сегодня многие источники в Интернете указывают, что «Джоконду» выставили в Москве уже в апреле. Также можно найти информацию о том, что «самый известный портрет мира посетил СССР в рамках своего кругосветного турне», и, что это был «последний раз, когда «Мона Лиза» покидала Лувр». Говорят, что в Москву портрет привезли по пути из Японии, где он до этого выставлялся, в Париж. Приводится следующая статистика: «в Москве картину ежедневно смотрели 4600 зрителей, всего выставку посетили 311 100 человек».
Судя по сохранившимся билетам, попасть на выставку можно было с 9:30 до 18:00. Когда именно моя бабушка успела побывать на выставке неизвестно, потому что ни единым словом о «Джоконде» она в своем дневнике не обмолвилась. Это очень странно, учитывая впечатлительность Розы Михайловны и ее страсть фиксировать в своих дневниках значимые общественные и культурные события, свидетелем или участником которых ей доводилось быть. Неужели ей настолько не понравился шедевр великого Леонардо да Винчи? Но и об этом она бы непременно написала. А тут — ни строчки, ни слова.
Можно было бы предположить, что сама Роза Михайловна на выставку не попала и проспекты ей подарил кто-то из близких, но это вряд ли. Не могу представить, чтобы бабушка позволила себе пропустить поход на «Джоконду», а потом хранила бы чужие использованные билеты. Поэтому вывод напрашивается только один: славу у Леонардо да Винчи в тот момент невольно отобрала я.
Портрет Моны Лизы выставили на обозрение в ГМИИ им. А.С.Пушкина в июне 1974 года, а я родилась как раз 2 июня. В дневнике бабушки за весь июньско-июльский период того года всего несколько записей и все они касаются только меня или хлопот вокруг моего появления на свет. Проверила на всякий случай и записи за март-апрель-май — тоже ничего о «Джоконде» нет. Так что скорее всего посмотреть на Мона Лизу моя бабушка успела («контроль» на билетах оторван), но до записи впечатлений в дневник дело не дошло.
Видимо, это «пренебрежение» к легендарному художнику ей потом «аукнулось», когда через семь лет родители забрали меня из-под попечения бабушки и увезли с собой в Париж, где вскоре повели в Лувр смотреть на «Джоконду». Портрет мне, помнится, понравился, хотя за головами многочисленных посетителей было непросто разглядеть всю красоту и магию работы Леонардо да Винчи. Но я, в отличие от бабушки, не догадалась сохранить ни билетик, ни проспект. Жаль! Интересно было бы сегодня сравнить оба раритета и хранить потом на память вместе.
Автор — Виолетта Ничкова