В конце января 2020 года в издательстве АСТ, где я сейчас работаю, выходит замечательная книга журналиста и писателя Владимира Житомирского «Враг Геббельса № 3». Это первая книга, которую я полностью подготовила к изданию самостоятельно — от подписания договора с автором до сдачи готового макета в типографию. И, главное, — данный проект стал возможным именно благодаря этому блогу, а также удивительной связи времен и поколений. Ведь главного героя книги и моих родных долгие годы связывала теплая дружба.

В октябре 2016 года я опубликовала два очерка о путешествии моей бабушки Розы Михайловны Цвигун в Чехословакию в 1965 году. Первый материал назывался «Незнакомка из Родезии», а второй — «Куба, Немец и Виктория Брежнева». Тогда моя бабушка отправилась в Карловы Вары вместе с моим дедом, Семеном Кузьмичем Цвигуном и всю дорогу вела подробный дневник, который и лег в основу моих публикаций. Фотографий того путешествия практически не сохранилось, поэтому для иллюстраций я использовала чудесные рисунки известного советского художника Александра Житомирского: он много времени провел в Карловых Варах, где мои родные и познакомились с ним и его женой Эрикой. Завязалась добрая дружба на долгие годы, о чем говорят сохранившиеся в нашем семейном архиве многочисленные письма, открытки, книги и журналы с работами Житомирского и его дарственным надписями.

13

Открытка Александра и Эрики Житомирских из Карловых Вар в адрес моей бабушки и моего деда, 16.11.1967. Семейный архив.

2

Александр Житомирский со своей супругой Эрикой. Фотография, подаренная Р.М. и С.К.Цвигун. Семейный архив.

2_1

Надпись на обороте фотографии Александра и Эрики Житомирских, подаренной Р.М. и С.К.Цвигун. Семейный архив.

Через некоторое время после публикации тех очерков мне написал письмо сын Александра Житомирского — журналист-международник и писатель Владимир Александрович Житомирский. Он нашел в Интернете мой блог с упоминанием работ его отца и откликнулся на почту, указанную в контактах сайта.  Было очень радостно познакомиться и пообщаться, но встретиться тогда не получилось из-за моей загруженности. Договорились, что через какое-то время я опубликую новый материал, полностью посвященный знакомству Александра Житомирского с моими бабушкой и дедушкой, а потом уж мы и встретимся.

Как водится, суета закружила, навалились дела, другие темы блога оказались более срочными, и материалы о Житомирском я все откладывала до более удобного момента. Но когда в мае этого года я перешла на работу в издательство АСТ Владимир Александрович вновь написал мне и сказал, что хотел бы подарить свою книгу, которую он написал об отце и сам издал небольшим тиражом. Мы встретились и меня сразу поразило то, что книга основана на дневнике Александра Житомирского, который он вел во время войны. Более того, Владимир Александрович принес на встречу не только книгу, но и сам дневник, бережно сохраненный за столько лет. Держать его в руках было волнительно, листать и читать — тем более.

Из аннотации к книге В.А.Житомирского «Враг Геббельса № 3» (Издательство АСТ, 2020 г.):

Художник-график Александр Житомирский вошел в историю изобразительного искусства в первую очередь как автор политических фотомонтажей. В годы войны с фашизмом его работы печатались на листовках, адресованных солдатам врага и служивших для них своеобразным «пропуском в плен». Вражеский генералитет издал приказ, запрещавший «коллекционировать русские листовки», а после разгрома на Волге за их хранение уже расстреливали. Рейхсминистр пропаганды Геббельс, узнав с помощью своей агентуры, кто делает иллюстрации к «Фронт иллюстрирте», внес имя Житомирского в список своих личных врагов под №3 (после Левитана и Эренбурга). Этих людей требовалось «найти и повесить».

Сотрудники «Фронт иллюстрирте» работали, не щадя себя, на сон оставалось часа четыре. Художник вспоминал: «Все мои мысли были сосредоточены на пропаганде среди войск врага. Для того, чтобы сохранить остатки внутреннего равновесия, я придумал себе маленькую отдушину. Прежде, чем лечь спать, я минут сорок проводил вне войны. На левой странице писал, что вспомнится из довоенного прошлого. На правой делал набросок – иллюстрацию к тексту». Этот уникальный дневник стал основой книги «Враг Геббельса №3», которую написал в память о своем отце сын художника — журналист и писатель Владимир Житомирский.

С жадностью редактора, наконец-то осознавшего, какой эксклюзив попал к нему в руки, (а мог попасть  раньше, прояви я больше журналистского чутья и внимательности), я в тот же день отправилась к начальству, и мы решили безотлагательно запускать процесс издания этой книги у нас, чтобы успеть к юбилейному празднованию 75-летия Великой Победы.

Проект был защищен у руководства одним из последних в этой военной линейке и подготовлен к печати в рекордные сроки. По сути, мы изменили только название самиздатовского издания (у Владимира Александровича книга называлась «Книга отца в книге об отце»). Для АСТ мы решили назвать книгу «Враг Геббельса № 3».

cover1_с обрезкой

Обложка книги Владимира Житомирского «Враг Геббельса № 3», издательство АСТ, 2020 г. Дизайн обложки — Диана Бобешко.

Новое издание выходит в серии «Фронтовой дневник». По этой причине пришлось пойти на существенную переверстку изначального макета, т.к. формат самиздатовской книги был совершенно другой, но мы все успели.  Сохранили все иллюстрации и многочисленные рисунки (пришлось ходить к руководству и просить поменять утвержденную для всей книжной серии полиграфию — заказывать более дорогую бумагу, получать разрешение на иной формат печати («листовая» вместо «ролевой»),  переносить печать тиража в другую типографию и т.п.). Но и за эти волнения в благодарна — теперь я знаю, как делать нестандартный издательский проект, за рамками принятых спецификаций!

Очень надеюсь, что книга не потеряется в многочисленных изданиях, приуроченных к юбилею Победы, и не потому только, что поражает судьба Житомирского и его творчество (часто новаторское для своего времени), но и потому, что очень многое в его дневнике и размышлениях звучит вне времени, — «на все времена». На моей памяти это одна из самых человечных книг о войне. Враг Геббельса № 3 Александр Житомирский особо дорожил тем, что его листовки сохранили жизнь многим людям по обе стороны фронта: «Фронт-иллюстрирте» служил официальным пропуском в плен, а значит даровал жизнь. А сдавшиеся немцы уже не могли сражаться и убивать советских людей. Одного такого выжившего благодаря своей листовке немца Житомирский встретил в ГДР много лет спустя после войны…

В своей книге «Искусство политического фотомонтажа. Советы художнику» (издательство «Плакат», 1983 г.), подаренной моей бабушке, Александр Житомирский рассказывает подробности подготовки листовок и создания фотомонтажей военных лет. Актеров для съемок приглашать было нельзя и тогда Житомирскому самому приходилось выступать в образе фашиста:

12_8

Фотомонтаж Александра Житомирского, 1943 г. Издательство «Плакт», 1983 г. Семейный архив

Листовка «ЗА ЧТО?» (1943 г.)

Фотография вывески «Акц. О-во Фридр. Крупп. Азовские заводы в Мариуполе» документальна, она снята в Мариуполе после того, как советские войска освободили его от немцев.

Эта вывески и подсказала идею фотомонтажа «За что?»

Вот за чьи интересы гибнут сотни тысяч людей.

Гора трупов. Огромная вывеска, которая дана в нарушение масштаба. Она – зрительный центр и «действующее лицо» монтажа. Но есть и еще одно действующее лицо – на первом плане крупно вмонтирована падающая фигура раненного немецкого солдата на фоне взрыва. Зачем она понадобилась? Нам казалось, что солдат легче сможет ассоциировать себя с одим умирающим, чем с грудой трупов.

Солдат на переднем плане – это я, в немецкой шинели, каске, с немецкой винтовкой, снят в нашей фотолаборатории. Дело в том, что приглашать актеров мы не имели права. Таким образом, приходилось быть и художником, и актером, и режиссером своих монтажей. Фото взрыва вклеено и объединено при помощи аэрографа с фигурой.

(Александр Житомирский «Искусство политического фотомонтажа. Советы художнику». Издательство «Плакат», 1983 г., стр. 108 – 109).
12_7

Фотомонтаж Александра Житомирского, 1942 г. Издательство «Плакат», 1983 г. Семейный архив

Листовка КАЖДЫЙ НЕМЕЦКИЙ СОЛДАТ НА ВОСТОЧНОМ ФРОНТЕ – СМЕРТНИК! (1942 г.)

Этот фотомонтаж был сделан для обложки «Фронт-иллюстрирте». За него мне была объявлена Главным политическим управлением Красной Армии благодарность.

Монтаж был напечатан отдельной листовкой большим тиражом – один миллион экземпляров.

В чем его сила?

Здесь ужас войны передан через живое лицо. Это психологический плакат. Каждый немецкий солдат невольно ассоциировал себя с главным героем монтажа. На обороте было написано, что эта листовка является пропуском в плен и гарантирует жизнь.

Как же была сделана листовка?

На первом плане – поле битвы, в глубине даны в реальной перспективе горящие танки. Все это было склеено из отдельных фигур и отдельных снимков горящих танков.

Аэрограф объединил их в одно целое и создал мрачный фон из дымных шлейфов пылающих танков. И на этот фон, сместив масштаб, я вклеил лицо немецкого солдата, то есть лицо на третьем плане во много раз крупнее, чем танки на первом (пример обратной перспективы). Контуры каски, лица, шеи уведены аэрографом в темноту, и лицо как бы выступает из мрака.

На монтаже – широко раскрытые глаза, полные слез, открытый рот с дрожащей нижней губой. При помощи кисти, аэрографа и бритвы все это сделано так, что фактура фотографии не утеряна.

(Александр Житомирский «Искусство политического фотомонтажа. Советы художнику». Издательство «Плакат», 1983 г., стр. 108).
16_1

Фрагмент книги Александра Житомирского «Искусство политического фотомонтажа. Советы художнику». Издательство «Плакат», 1983 г., стр. 11. Семейный архив

По воспоминаниям бывшего военного летчика, кавалера трех орденов Славы Анатолия Руссова, не все сразу понимали важное значение и разрушительную силу «Фронт-иллюстрирте»:

«Наша пехота смотрела на журнал «Фронт-иллюстрирте» и листовки создаваемые Александром Житомирским, как на боевое оружие особой эффективности. Этого мы, летчики, на первых порах, признаюсь, не могли понять. Мы были недовольны, когда наземные войска установили нашему авиаполку квоту: одна бомба — один контейнер с листовками. Я и мои друзья верили тогда больше в бомбу, реактивный снаряд, пулю. Мы, однако, ошибались. Количество уничтоженной полком живой силы и техники врага при подсчетах легко укладывалось в трех-четырехзначные цифры. Это не выдерживало сравнения с той массой вражеских солдат, которые сдавались в плен на нашем участке, имея при себе листовку-пропуск»

(Анатолий Трусов «Сквозь вспышки черного и белого» — послесловие к книге Александра Житомирского «Искусство политического фотомонтажа. Советы художнику». Издательство «Плакат» 1983 г. Стр. 119)

В 1973 году в Ростове-на-Дону — родном городе Александра Житомирского — проходила очередная выставка его работ. В моем семейном архиве сохранился каталог этой выставки с невероятным предисловием фронтового разведчика Владимира Иллеша. Приведу небольшой фрагмент его воспоминаний о Житомирском:

«С творчеством Александра Житомирского я познакомился при весьма своеобразных обстоятельствах. С работами советского художника меня познакомил человек со свастикой на груди. Это был уже не враг, а перепуганный и растерянный фашистский ефрейтор, прыгнувший в наш окоп и повторявший с методичностью метронома: «Гитлер капут. Гитлер капут. Гитлер капут…»

Это было под Ржевом в тяжкую осень 1942 года. Военные историки недостаточно часто пишут о битвах под этим старинным городком «московского предполья», перепаханным бомбами и снарядами всех калибров. И по сей день, когда крестьянин хочет спилить высохшее дерево в ржевских лесах, он задумается. Пила, пожалуй, дороже столетней лесины. Ведь она – как гранат набит зернами – начинена осколками крупповской стали. Во время битвы под Ржевом решались не только вопросы военной стратегии и тактики. Здесь во многом складывались проблемы психологической войны. Итак, к нам в окоп попал фашистский ефрейтор. Он имел при себе солдатскую книжку, две пары белья, фляжку, фотографию жены и детей. Но самое главное – у него был специальный Пропуск, в котором Красная Армия гарантировала ему жизнь и возвращение домой после войны. Это была листовка – фотомонтаж Александра Житомирского: бесноватый фюрер на фоне леса березовых крестов.

После мне приходилось видеть десятки и сотни раз работы Александра Житомирского. Я сам переползал через «нейтралку», чтобы оставить под носом у гренадеров пачки листовок, загружал ночные бомбардировщики, на которых девчата-летчицы уносили их через огненную черту фронта. Минометчики закладывали их в специальные ампулы, забрасывая в расположение противника. Словом, это было время, когда искусство, искусство визуальное и искусство слова (тексты, сопровождавшие фотомонтажи, очень часто были написаны такими мастерами, как Алексей Толстой, Эрих Вайнер, Бертольд Брехт), ценились наравне с боеприпасом.

В соавторстве с такими людьми и воевал за нашу большую правду Александр Житомирский. В дни больших праздников, по сложившейся традиции, ветераны антифашистской войны украшают свои цивильные костюмы рядами орденских планок. Мне ни разу не приходилось видеть, чтобы Александр Арнольдович последовал этой традиции. Скромность? Наверное. Но существует в архивах Второй мировой войны документ, который можно носить с собой как дубликат большой боевой интернациональной награды: по приказу Геббельса русский художник А.А. Житомирский был занесен в список лиц, подлежащих немедленному уничтожению в случае захвата в плен или полной и окончательной победы третьего рейха над большевизмом.

Колченогий мракобес отлично понимал, что враг фашизма не только тот, кто с автоматом и гранатой, на танке или за штурвалом истребителя ведет открытый бой. Он понимал, что порою страшнее динамита взрывчатая сила правды. Эту правду, веру в счастливое будущее детей Земли Александр Житомирский познал в самом раннем детстве». (…)

(Владимир Иллеш, предисловие к каталогу выставки фотомонтажей и рисунков заслуженного художника РСФСР Александра Житомирского «За мир против войны!» в Ростове-на-Дону, 1973 г.)
14_1

Каталог выставки А.Житомирского в Ростове-на-Дону, 1973 г. Семейный архив

14

Каталог выставки А.Житомирского в Ростове-на-Дону, 1973 г. Семейный архив

В послевоенное время Александр Житомирский стал признанным мастером политического плаката и продолжал сражаться уже на полях Холодной войны.

 

12

Издательство «Советский художник», 1986 г. Семейный архив

 

12_1

Издательство «Советский художник», 1986 г. Семейный архив

11

Приглашение на выставку А.Житомирского в Москве, июнь 1967 г. Семейный архив

11_2

Приглашение на выставку А.Житомирского в Москве, июнь 1967 г. Семейный архив

10

Приглашение на выставку А. Житомирского в Музее изобразительных искусств, 1973 г. Семейный архив

10_1

Приглашение на выставку А. Житомирского в Музее изобразительных искусств, 1973 г. Семейный архив

10_2

Приглашение на выставку А. Житомирского в Музее изобразительных искусств, 1973 г. Семейный архив

10_3

Приглашение на выставку А. Житомирского в Музее изобразительных искусств, 1973 г. Семейный архив

16

Семейный архив

Вот как он описывает процесс создания одного из самых известных своих фотомонтажей «Снять бремя вооружений» (размещен на обложке вверху):

«Мой коллега по редакции надел рабочую спецовку, мы положили ему на спину тяжелую папку с монтажами и сфотографировали. Вместо головы был вклеен земной шар, вместо папки с монтажами на спине – большая, тяжелая, мрачная водородная бомба, которая была вырезана из темно-серой фотобумаги и обработана аэрографом.

Фотомонтаж был сделан легко и быстро, без предварительного эскиза. Первоначально он был напечатан в журнале «Огонек», а в дальнейшем неоднократно печатался во многих газетах, журналах, книгах».

(Александр Житомирский «Искусство политического фотомонтажа. Советы художнику». Издательство «Плакат», 1983 г., стр. 111).

Но как и во время войны, Житомирский помимо политики продолжал уделять много времени творчеству на мирные темы — делал потрясающие зарисовки городов и портреты людей в самых разных точках мира. В 1950 году стал главным художником журнала «Советский Союз» и оставался им в течение 30 лет!

1

Семейный архив

 

4

Александр Житомирский с женой Эрикой. 1970-е гг. Семейный архив.

 

4_1

Надпись на обороте фотографии Александра и Эрики Житомирских. Семейный архив

Бабушка моя, Роза Михайловна старалась не пропускать ни одной выставки Александра Житомирского. Вот одна из ее фотографий, сделанных во время такого смотра:

9

Роза Михайловна Цвигун (справа) на выставке А.Житомирского, 1982 г. Семейный архив

7

Приглашение на творческий вечер А. Житомирского в Москве, 1987 г. Семейный архив

7_1

Приглашение на творческий вечер А. Житомирского в Москве, 1987 г. Семейный архив

14_2

Работы А. Житомирского. Турция, 1967 г. Из каталога выставки в Ростове-на-Дону в 1973 г. Семейный архив

Он очень много путешествовал — и по Советскому Союзу и по другим странам — Алжир, Австрия, Турция, Вьетнам, Швеция, Чехословакия, Венгрия, Бельгия, Италия, ГДР, Польша, Франция… Большое количество работ Александра Житомирского, привезенных из этих странствий, также размещены в книге «Враг Геббельса № 3». Информация об издании уже размещена на сайте АСТ. Там же есть возможность подписаться на уведомление о поступлении книги в продажу. Скоро страница новинки появится и во всех ведущих электронных книжных магазинах. Верю, что эту историю ждет не одно переиздание!

А пока поздравляю от души автора книги — сына Александра Житомирского — Владимира Александровича Житомирского с Днем Рождения! Сегодня ему исполняется 79 лет.

Автор — Виолетта Ничкова

Использование материалов сайта разрешено только при активной ссылке на источник.

Автор generaltsvigun.ru

4 Comments

  1. Глубоко! Ярко! Душевно! Блистательно!

    Нравится

    Ответить

    1. Спасибо, Владимир!

      Нравится

      Ответить

  2. dimadima thirtyseven 4 января, 2020 в 11:07 пп

    Очень интересный материал — расширение и ветвление изначально «семейного» «биографического» сайта, которым он никогда и не воспринимался, конечно, имея в виду события страны (и мира) в которые были вовлечены Ваши родные.
    Благодарю, Виолетта. Книгу дневников захотелось прочитать, как и поискать для внимательного рассмотрения изображения листовок Фронт иллюстрирте, ознакомиться с изданием «Искусство политического фотомонтажа. Советы художнику».
    Будем ждать новых интересных публикаций.

    Нравится 1 человек

    Ответить

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s