В 1980 году типография журнала «Пограничник» опубликовала брошюру моего деда, С.К.Цвигуна под названием «Художник и граница». Из всех книг, написанных дедом, эта, пожалуй, наименее известная, потому что распространялась, главным образом, на погранзаставах. Несмотря на срок давности, многое в тексте этой брошюры звучит сегодня предельно актуально, причем не только для пограничников, но и для работников культуры и СМИ.

С.К.Цвигун (в центре) и В.А.Матросов, начальник Главного управления погранвойск КГБ СССР (третий слева) приветствуют выпускников Пограничного училища. Москва, середина 1970-х гг. Фото из семейного архива
Семен Кузьмич в ранге первого заместителя Председателя КГБ СССР (в 1967 — 1982 гг.) курировал помимо контрразведки работу Главного управления погранвойск, которые входили в то время в состав Комитета госбезопасности. Службу пограничников он знал очень хорошо: еще работая в Молдавии, а позже в Таджикистане и Азербайджане, дед часто выезжал на погранзаставы, в деталях знал все сложности службы и быта людей, стоящих на страже наших границ (об этом я ранее подробно написала в блоге в заметке «День Пограничника»). Поэтому и написал Семен Кузьмич о пограничниках не только с глубоким уважением, но и с большим сопереживанием.
В целом в книге можно выделить три главных темы — высокая значимость погранслужбы, большая роль литературы и искусства в воспитании нового поколения пограничников и, конечно же, конкретные проблемы и внешние вызовы, которые стояли перед погранслужбой в брежневскую эпоху, — а это, в первую очередь, иностранные шпионы и нелегалы, пытавшиеся пробраться через советскую границу или перебросить в СССР запрещенную литературу, наркотики, средства связи и оружие.
Удивительно, но многие тезисы изложенные Семеном Кузьмичем по этим темам, не устарели, не утратили своей актуальности, хотя прошло столько лет! В этой связи, публикую несколько фрагментов из текста книги «Художник и граница» — пусть они прозвучат как юбилейная речь Цвигуна на столетие погранвойск России, который отмечается сегодня, но до которого он сам не дожил. О высоком звании пограничника, о значении качественной литературы и кино о погранслужбе (и о том, как не надо о ней писать), о том, как найти шпионский тайник в автомобиле «Фольксваген», чем пытались подкупать советских пограничников и о «демократии без берегов».
Из книги С.К.Цвигуна «Художник и граница», Москва, 1980 г.
«…Не будет ни открытием, ни преувеличением, если еще раз подчеркнуть, что пограничники – народ особый и живут они особой жизнью.
На самом дальнем нашем Востоке стоит в океане почти голая скала. Это остров Ратманова. С ноября по февраль там все окутывает полярная ночь. На этом далеком, крошечном участке советской земли живут несколько десятков пограничников. И не просто живут, а в исключительно трудных условиях верно несут службу по охране священных рубежей нашей социалистической Родины. Перед ними менее чем в десяти километрах стоит передовой пост американской армии.
А служба на Памире! Кто бывал в горах, тот знает, как трудно становится дышать, двигаться по мере подъема вверх. Там есть участки границы, которые проходят на высоте 4 – 5 и более тысяч метров. Вот и представим себе солдата с автоматом, патронами, гранатами и всем другим необходимым снаряжением на той высоте. А ему нужно еще пройти вдоль границы, осмотреть, не нарушил ли ее враг, а если потребуется, то и вступить в бой.
Здесь названы только два участка границы, но можно смело сказать, что на всей границы нет ни легких, ни спокойных участков. И служба там требует от людей каждодневного высочайшего напряжения физических и духовных сил.
А возьмем молодого воина, который еще только вчера учился в школе или начал работать на заводе, вышел с родителями в поле. Ему и от роду-то еще только 18 лет. А он идет в дозор, идет с боевым оружием в руках. Ему подчас и страшновато, и ответственность обязывает. Это уже потом, через год-два он станет умелым, отважным воином.
В этих условиях очень важно поддержать молодых воинов. Конечно, старшина и командиры скажут им свое слово, слово старших товарищей. Но этого мало. И здесь, как нигде велика сила эмоционального воздействия литературы и искусства…»
Здесь Семен Кузьмич подробно перечисляет многих советских писателей (можно библиографию составлять), а затем переходит к сдержанной, но необходимой критике некоторых деятелей литературы и кино. И критика эта тоже сегодня актуальна:
«…Нашей литературой и искусством сделано, конечно, немало. И тем не менее следует сказать, что не все жанры одинаково активно «работают» на пограничную тему. Встречаются порой и недостаточно продуманные обращения к этой важной теме.
Если судить по некоторым повестям или кинофильмам, так шпионы к нам прибывают на комфортабельных авиалайнерах или в спальных вагонах, да еще и непременно с дипломатическим паспортом. Конечно, бывает и так. Но есть и другое. Есть нарушения границы. Нередко нарушители направляются для выполнения шпионских и диверсионных заданий. И бывает так, что пограничникам приходится вступать в бой, идти на то, чтобы ценой своей крови, своей жизни остановить врага, оградить от опасности советских людей. На довольно большой части нашей границы советским пограничникам противостоит противник, грозящий Советскому Союзу.
От доброго, умного художественного слова во многом зависит воспитание воинов-пограничников в духе революционной романтики, свойственной молодому поколению советских людей. Конечно, важно показать и быт пограничников. Но думается, что некоторые фильмы, стихи, песни, повести, рассказы и очерки во многом проигрывают потому, что ограничиваются только бытом, что мало в них романтики, героизма.
Пограничник стоит действительно на самом передовом посту. Он охраняет Родину в самом подлинном и высоком смысле этого слова. Для него на границе нет передышки, нет мирного времени. Он всегда с оружием в руках, ибо ему противостоит вооруженный враг. Вот почему столь важно воспитывать в пограничниках чувство гордости за то доверие, которое оказывают им советские люди, наша социалистическая Родина.
Благородный труд, творчество писателей, кинематографистов, художников, актеров доходит до самого сердца воинов-пограничников. Они не расстаются с любимыми книгами в самых сложных условиях. У Николая Колодкина, героически погибшего при отражении вооруженной провокации маоистов на реке Уссури, нашли под полушубком книгу советского писателя В.Фоменко «Память земли». В четырех местах она была пробита пулями….»

Вадим Александрович Матросов, начальник Главного управления Погранвойск КГБ СССР вручает диплом выпускнику Погранучилища. Москва, середина 1970-х гг. Фото из семейного архива
«… Объектом самого пристального внимания разведок империалистических стран и Китая, а также антисоветских идеологических центров являются советские пограничные войска, которые более 60 лет стойко стоят на страже священных рубежей нашей великой Родины. Они проявляют геройство, мужество, высокую бдительность при многочисленных схватках с врагом.
Разведывательные службы западных стран постоянно проявляют интерес к положению на государственных границах СССР, системе и методам их охраны, вооружению, личному составу, режиму проживания и передвижения, дислокации подразделений погранвойск, их взаимодействию с частями Советской Армии и Флота и к многим другим вопросам.
Империалистические спецслужбы пытаются перебрасывать через границу специально подготовленных агентов для действия в нашей стране в нелегальных условиях. Они предпринимают все возрастающие попытки для провоза через границу антисоветской литературы, предметов контрабанды и наркотиков.
Центры идеологических диверсий все чаще прибегают к заброске литературы крупными партиями в специально оборудованных транспортных средствах. Для этого в заводских условиях закамуфлировано оборудуются под конструктивные особенности автомашин специальные тайники.
Летом прошлого года на нескольких контрольно-пропускных пунктах были обнаружены тайники в автомашинах и микроавтобусах марок «Вольво», «Пежо», «Опель», «Форд», «Фольксваген» и прицепах-кемпингах.
На этих автомашинах въезжали в СССР, как правило, граждане США, ФРГ, Голландии, Канады и других стран, специально подготовленные для распространения антисоветской литературы в СССР.
Враждебные материалы, вложенные в тайники, подбирались на языках народов СССР, по республикам которых проходили так называемые туристические маршруты идеологических диверсантов.
Так, например, через Отдельный контрольно-пропускной пункт «Брест в СССР а автомашинах «Фольксваген-1300» въезжали автотуристы из Великобритании. Осуществлявший пограничный контроль прапорщик В.А.Донченко по едва заметным признакам обнаружил тайник в пространстве между перегородкой моторного отсека и салона. Люк тайника находился внутри правого заднего крыла и открывался с помощью электромотора. Из тайника было изъято большое количество враждебной литературы, а также рулоны восковки, типографская краска.
Очень большое внимание противник уделяет попыткам антисоветского воздействия на пограничников, совершения против них различных провокаций, вовлечения их в неслужебные отношения.
Так, в этом году [1980 г. – прим. В. Ничковой] более полутора тысяч раз иностранцы пытались совершить против пограничников различные недружественные акции. Например, через один из участков северной границы в СССР неоднократно въезжал водитель одной из капиталистических фирм Паульсон. Он внимательно присматривался к пограничникам, с отдельными из них пытался установить приятельские отношения, вручить порнографические журналы, уговаривал пограничника Дорохова бежать нелегально за границу, где он якобы будет хорошо устроен и получит воинское звание на две ступени выше. Естественно наш пограничник дал достойный отпор провокатору. Паульсон был немедленно выдворен из пределов оветского Союза.
В июне прошлого года [в 1979 г. – прим. В.Ничковой] в южном пограничном порту член судовой команды иностранного теплохода пытался уговорить ефрейтора Ганева за большую сумму в американских долларах разрешить нелегально сойти на берег одному человеку, который останется в СССР. И эта наглая попытка высадки на нашу землю шпиона была решительно пресечена…»

Обложка брошюры С.К.Цвигуна «Художник и граница», Москва, 1980 г. Семейный архив
«… Один из видных идеологов антикоммунизма, американец Мюллер, излагая стратегию империалистической пропаганды, заявляет: «В стратегическом отношении, если говорить всерьез о перспективах декоммунизации порабощенных народов, — надежда исключительно на войну идей. В этой войне решающая битва должна состояться на том поле боя, которое мы называем обычно: молодежь».
Направленность подрывной деятельности а советскую молодежь варьируется применительно к современным политическим условиям. По замыслам буржуазных пропагандистов, проповедь идеологии ревизионизма, национализма, анархизма, маоизма и левого экстремизма в молодежной среде позволит добиться того, что некоторые молодые люди станут искать иные, отличные от марксистско-ленинских возможности социальных преобразований.
Организаторы идеологических диверсий постоянно изыскивают новые, более изощренные приемы воздействия на различные категории молодежи. Антикоммунистические и антисоветские измышления облекаются в модные «теоретические» одежды. Пропагандируются теории об «исключительной» роли молодежи в современном мире, «автономной» личности, необходимости «демократии без берегов»…»

С.К.Цвигун (в центре) на одной из пограничных застав. Середина 1970-х гг. Фото из семейного архива

С.К.Цвигун (в центре) и Г.А.Поздоровкин, личный помощник Цвигуна (крайний слева) на одной из пограничных застав. Середина 1970-х гг. Фото из семейного архива.
«…Книги и произведения искусства о пограничниках оказывают огромное воспитательное воздействие не только на пограничников, но и на всех советских людей (…). Большое влияние литература и искусство оказывают на молодежь, которой еще предстоит вступить в ряды советских воинов. (…) Такие произведения необходимы как хлеб, как воздух, как боевое оружие. Таким образом, речь идет о задаче большой нравственной, политической и государственной важности.
Комитет госбезопасности всемерно поддерживает и впредь будет поддерживать плодотворные творческие усилия писателей, кинематографистов, работников средств массовой информации и пропаганды, художников, композиторов, актеров, всей творческой интеллигенции, направленные на создание высокоидейных и высокохудожественных произведений о чекистах и пограничниках, созвучных нашей великой эпоху. Этой цели служит и учреждение премий Комитета госбезопасности СССР за лучшие произведения литературы и искусства о чекистах и пограничниках…»
Премия эта существует и сегодня, но уже в новом качестве и с новым названием. Она называется премия ФСБ в области искусства, была учреждена в 2006 году и вручается авторам литературных и музыкальных произведений, телерадиопрограмм, фильмов, а также актёрам и художникам за создание «на высоком художественном уровне образа сотрудников органов государственной безопасности и объективное освещение их деятельности». Примечательно, что одну из первых премий ФСБ в области литературы вручили Рою Медведеву за книгу «Андропов» (1 место, 2007 год)…
А Семен Кузьмич, получив на руки авторские экземпляры своей брошюры «Художник и граница», подарил один из них своей жене — моей бабушке, Розе Михайловне. И сделал трогательную дарственную надпись:

Дарственная надпись С.К.Цвигуна своей супруге Р.М.Цвигун на книге «Художник и граница». Семейный архив
С Днем Пограничника!
Автор — Виолетта Ничкова
пришлите мне пожалуйста книгу петра иванчишина поединок из библиотеки журнала пограничник с уважением владимир
НравитсяНравится
Владимир, а почему Вы решили. что она у меня есть? Вы наверное перепутали мой блог с редакцией журнала «Пограничник», но мы с этой редакцией никак не связаны. Попробуйте обратиться к ним напрямую или в библиотеку.
НравитсяНравится