11 июля будет очередная годовщина со дня рождения уникального разведчика-нелегала Рудольфа Абеля (Вильяма Фишера). Удивительная судьба, исключительный профессионализм, а еще — редкий дар художника. Абель продолжал писать картины даже после ареста в США, уже находясь в тюрьме. Известно, что в заключении он написал портрет Кеннеди и по его просьбе эту картину передали американскому президенту. После обмена Абеля на сбитого пилота самолета-разведчика Гарри Пауэрса в 1962 году, Абель вернулся в Советский Союз и вновь поселился на своей любимой даче в Подмосковье. Он продолжал работать в «системе» и  писать картины, многие из которых были пейзажами, отражающими природу рядом с его домом. Один из таких небольших пейзажей Рудольф Иванович Абель подарил моему деду за год до своей смерти.

DSC02679

Рисунок Рудольфа Абеля, подаренный С.К.Цвигуну. 1970 г. Семейный архив

DSC02681

Дарственная надпись Рудольфа Абеля С.К.Цвигуну на подаренном рисунке. Семейный архив

DSC02682

Подпись Абеля (Вильяма Фишера) на пейзаже

Среди тысяч писем семейного архива именно письма от семьи Абеля моя бабушка завещала хранить особенно бережно, она очень дорожила этими маленькими эпистолярными знаками внимания со стороны жены и дочери Абеля и всегда с восхищением отзывалась о знаменитом разведчике.

1

Письмо жены и дочеры Рудольфа Абеля — Елены и Эвелины Фишер. Семейный архив

2

Открытка Елены и Эвелины Фишер в адрес С.К.Цвигуна. Семейный архив

2_1

Открытка Елены и Эвелины Фишер в адрес С.К.Цвигуна. Семейный архив

2_2

Открытка Елены и Эвелины Фишер в адрес С.К.Цвигуна. Семейный архив

3

Поздравление жены и дочери Абеля с Новым Годом в адрес С.К.Цвигуна. Семейный архив

3_1

Открытка жены и дочери Абеля в адрес С.К.Цвигуна. Семейный архив

В кино легендарный обмен Пауэрс-Абель на мосту Глинике известен еще по советскому фильму «Мертвый сезон». А совсем недавно вышел на экраны мощный по накалу фильм Стивена Спилберга «Шпионский мост», по-своему рассказывающий эту историю обмена Гарри Пауэрса, американского пилота самолета-разведчика U2, сбитого над СССР 1 мая 1960 года на Рудольфа Абеля. В сопроводительных материалах к фильму режиссер Спилберг откровенно признается, что до работы над картиной ничего не знал об Абеле и Пауэрсе, и что многое узнал в процессе от сына Гарри Пауэрса, организовавшего музей холодной войны памяти своего отца. Это тот самый момент, когда я могу сказать, что опередила Спилберга более, чем на 10 лет! Еще в 2004 году на канале «Россия» вышел, не побоюсь этого слова,  замечательный документальный фильм Радика Кудоярова «Пауэрс-Абель: сделка века» (в эфире канала он шел под названием «Пауэрс-Абель. Правда о «Мертвом сезоне»). Мне посчастливилось быть шеф-редактором этого проекта, т.к. в то время я как раз работала на телеканале «Россия».

Скриншот 06.07.2016 215923

Кадр из документального фильма «Пауэрс-Абель. Правда о «Мертвом сезоне», реж. Саша Пасечный.  (с) Телеканал «Россия», 2004 г.

Материал у нас был поистине эксклюзивный — и сына Гарри Пауэрса мы уже тогда записали, и Юрия Дроздова, который участвовал в обмене, и дочь Абеля — Эвелину Фишер, и даже водителя директора колхоза, который первый обнаружил и задержал сбитого американского летчика-шпиона.

Скриншот 06.07.2016 221138

Сын Гарри Пауэрса (слева) и автор фильма и добытчик всего эксклюзивного Радик Кудояров (справа). Кадр из документального фильма «Пауэрс-Абель. Правда о «Мертвом сезоне», реж. Саша Пасечный. (с) Телеканал «Россия», 2004 г.

Скриншот 06.07.2016 220003

Молодой Рудольф Абель (Вильям Фишер) со своей женой Еленой Фишер. Кадр из фильма «Пауэрс-Абель. Правда о «Мертвом сезоне», реж. Саша Пасечный. (с) Телеканал «Россия», 2004 г.

Скриншот 06.07.2016 221349

Дочь Рудольфа Абеля — Эвелина Фишер. Кадр из документального фильма «Пауэрс-Абель. Правда о «Мертвом сезоне», реж. Саша Пасечный. (с) Телеканал «Россия», 2004 г.

Скриншот 06.07.2016 220041

Редкий портрет самого Рудольфа Абеля в его квартире в Нью-Йорке до ареста: слева приемник, который, как выяснится позже, Абель переделал и использовал как радиопередатчик, о чем никто не догадывался. Кадр из документального фильма «Пауэрс-Абель. Правда о «Мертвом сезоне», реж. Саша Пасечный. (с) Телеканал «Россия», 2004 г.

Скриншот 06.07.2016 220319

Карта местности с расположением моста Глинике, где произошел исторический обмен. Кадр из документального фильма «Пауэрс-Абель. Правда о «Мертвом сезоне», реж. Саша Пасечный. (с) Телеканал «Россия», 2004 г.

Скриншот 06.07.2016 221335

Дочь Рудольфа Абеля, Эвелина на даче отца. Кадр из документального фильма «Пауэрс-Абель. Правда о «Мертвом сезоне» реж. Саша Пасечный. (с) Телеканал «Россия», 2004 г.

Скриншот 06.07.2016 221338

Дочь Рудольфа Абеля, Эвелина. Кадр из документального фильма «Пауэрс-Абель. Правда о «Мертвом сезоне», реж. Саша Пасечный. (с) Телеканал «Россия», 2004 г.

Я не помню, когда последний раз показывали этот захватывающий документальный детектив, но в открытом доступе в архиве телеканала «Россия» он есть, и я всячески рекомендую посмотреть этот фильм на досуге — не только в память о полковнике Абеле, а потому что очень многие вещи в этом фильме сегодня звучат пугающе актуально. Занятно сравнить и наш фильм с фильмом Спилберга — есть много совпадений в деталях, но о некоторых важных фактах и акцентах Спилберг, похоже, не знал. Но и наш фильм не идеален: каким-то образом в текст прокрались неточности в дате рождения и дате смерти Рудольфа Абеля. Иначе как мистификацией это объяснить сложно, учитывая сколько скрупулезно собранного редчайшего  материала попало в этот документальный фильм. Вот ссылка на просмотр фильма на сайте телеканала «Россия-1»: https://russia.tv/video/show/brand_id/10190/

А тем временем, в семейном архиве моего деда, первого зампреда КГБ СССР С.К.Цвигуна есть несколько особых толстых папок, которые я хочу сегодня обозначить в связи с воспоминанием о Рудольфе Абеле. Речь идет об одном из неизданных романов Цвигуна — «Атомный вал», — где центральной темой является атомное противостояние двух супердержав. Как мне рассказывал личный помощник деда Г.А.Поздоровкин, в свое время издание романа посчитали несвоевременным, уж много исключительной информации в нем содержалось, не говоря о том, что в книге фигурирует немало реальных американских персонажей, относящихся к разведке, включая Алена Даллеса. До поры до времени рукопись заперли в рабочем сейфе Цвигуна, а после его смерти она вернулась в семейный архив. Мой дядя, Михаил Семенович Цвигун просит меня внимательнее отнестись именно к этой части архива и, по возможности, издать роман, который сегодня может быть очень актуальным. Причем здесь Абель, спросите Вы? Как теперь уже известно, одним из направлений работы Абеля в США были ядерные объекты и атомная программа. Остальные комментарии приберегу на потом, когда более внимательно изучу рукопись…

«Начальник Мюнхенского разведцентра Си-Ай-Си Джон Макклой в свою канцелярию, расположенную в массивном мрачном сером здании на Гросс-штрассе, сегодня явился раньше обычного…» (так начинается неизданный роман С.К.Цвигуна «Атомный вал»). Продолжение, надеюсь, следует…

Автор: Виолетта Ничкова

Использование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки на источник.

Автор generaltsvigun.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s