Способность оказаться в нужное время и в нужном месте — это у нас с дедушкой, по-моему, общее. Правда, не всегда это касается мероприятий радостных и приятных, скорее, наоборот, оказываешься в эпицентре событий, требующих от тебя мобилизации всех сил и умений, когда идет испытание тебя на прочность по полной программе.

2 ноября 1973 года мой дед, первый зампред КГБ СССР С.К.Цвигун отправился на аэродром Внуково-2 для встречи первого секретаря ЦК Болгарской коммунистической партии Тодора Живкова, прибывающего с официальным визитом в СССР. Поездка не предвещала ничего необычного, хотя, как водится, были приняты все необходимые меры по обеспечению безопасности важного болгарского гостя. Однако буквально через пять минут после встречи Тодора Живкова мой дед окажется в центре драмы с угоном советского самолета и, непосредственно находясь на аэродроме, будет руководить операцией по штурму захваченного Як-40 и освобождению заложников!

В семейных архивах сохранилась уникальная рукопись чернового варианта докладной моего деда на имя Андропова, где в хроникальном режиме детально описывается этот первый известный случай штурма захваченного самолета в СССР. Это один из моих любимых раритетов. Сегодня, когда в Стамбуле произошла чудовищная драма в аэропорту, где взорвали себя террористы-смертники, я решила опубликовать эту антитеррористическую историю. Кажется, что все опасное, связанное с авиа перелетами, — это когда ты находишься в воздухе. Однако и аэропорты давно перестали быть безопасным местом. Ниже я приведу дословно весь этот текст и дам сканы отдельных фрагментов рукописи, но сначала две важные, на мой взгляд, детали.

Деталь первая: угон и последующий штурм Як-40 — это события осени 1973 года. Тогда еще не было никакой группы «А». Ее создадут только в июле 1974, во многом учитывая уроки, вынесенные из операции по освобождению Як-40.

Деталь вторая: если вы наберете в интернет-поиске «угон самолета Як-40 1973 год», то Википедия выдаст вам готовую статью. Там будет немало фактов, имена будут совпадать, но не будет ни слова о Цвигуне. Там будет написано, что операцией руководил министр МВД Щелоков. Не хотелось бы никого обижать, но Николай Анисимович Щелоков прибыл на аэродром в момент кульминации и только тогда начал принимать в происходящем активное участие. С самого начала операцией руководил Семен Кузьмич Цвигун с разрешения, вернее, по прямому указанию Андропова, о чем в докладной будет сказано особо.

И еще. При прочтении этой рукописи, в определенный момент создается впечатление, что это адаптированная версия какого-нибудь известного блокбастера вроде «Смертельного оружия». Не потому, что мой дед такой герой (хотя для меня он, конечно, герой), а потому что, несмотря на драматизм всей ситуации, эта история, увы, похожа на комедийный боевик со всеми элементами жанра. Пресловутый человеческий фактор проявил себя не с лучшей стороны, что и заставило вскоре создать особое подразделение по борьбе с угонщиками самолетов и другими террористическими элементами. Посудите сами: из Москвы должны доставить камуфляжные 1,5 млн. долларов, а привозят пачку с 1000 обычных долларов. Изобразить из 1000 долларов полтора миллиона — это задача не из легких, особенно, если портфеля тоже нет! На летное поле МВД неожиданно  пригоняет роту войск в 170 человек в форме, один вид их количества способен был привести в бешенство бандитов, бдительность которых пытались усыпить всеми силами. Крюков для заклинивания двери не нашлось, вместо этого пришлось разламывать какой-то забор неподалеку, чтобы соорудить необходимый инструмент.

Наконец, в самый ответственный момент, когда все готово для штурма, в кадр — нет, простите, на летное поле перед носом угнанного самолета выходят два милиционера в форме, которых там быть не должно ни при каких обстоятельствах! Трудно представить себе состояние Семена Кузьмича, которому одновременно надо было руководить операцией, выправлять происходящие ляпы, да еще успевать контролировать безопасное прибытие важных гостей — их ведь не отменяли! Помимо Тодора Живкова, который успел прилететь до новостей об угоне самолета, в момент операции по освобождению самолета во Внуково-2 прилетал Ле Зуан — глава компартии Вьетнама…

В Комитет Госбезопасности при Совете Министров СССР.

Докладываю, что 2 ноября с.г. [1973 г. – прим. автора] я по поручению ЦК КПСС принимал участие во встрече тов. Живкова на аэродроме Внуково 2. В 12:00 мы встретили его и проводили до машины.  Вместе со мной на аэродроме находился министр гражданской авиации, маршал авиации — тов. Бугаев, Начальник 9-го управления КГБ при Совете Министров СССР, генерал-лейтенант Антонов С.Н., группа офицеров охраны с развернутой радиостанцией, прикрывавшая подступы к аэропорту и обеспечивающая охрану в аэропорту. В 12:05 тов. Бугаев Б.П. сообщил мне, что ими получен сигнал, что на самолет ЯК-40 бортовой номер 87607, выполнявший рейс Домодедово — Брянск, совершено вооруженное нападение бандитов. И что самолет в настоящее время находится на высоте _____ в 180 км. от Москвы.

Посоветовавшись между собой, мы запросили командира корабля по радио: какие требования предъявили воздушные пираты? Командир корабля Кашин Иван Андреевич ответил, что бандиты требуют, чтобы им выплатили 3 млн. долларов и выпустили их заграницу, в капиталистическую страну, в обмен они освободят экипаж и пассажиров. Одновременно он передал, что на борту имеются раненые.

1

Фрагмент рукописного черновика докладной С.К.Цвигуна. Документ из семейного архива

3

Фрагмент рукописного черновика докладной С.К.Цвигуна. Документ из семейного архива

 

          Получив эти данные, я немедленно доложил их председателю Комитета Госбезопасности тов. Андропову Ю.В. Сообщил, что я буду оставаться во Внуково-2, вместе с тов. Бугаевым, Антоновым заниматься спасением пассажиров, экипажа и самолета. (Вставка: И запросил дать разрешение на посадку самолета в аэропорту Внуково 1. Он немедленно дал на это свое согласие). Тов. Андропов одобрил наши намерения, поручил мне осуществлять руководство всей предстоящей операцией и регулярно докладывать ему.

Получив разрешение тов. Анропова Ю.В. на посадку самолета ЯК 40, мы обратились к тов. Бугаеву Б.П. в присутствии тов. Антонова С.Н. с просьбой подобрать на аэродроме место-ловушку, куда после посадки ЯК 40 можно загнать, чтоб он больше не взлетел, и чтоб со стороны хвоста самолета не было видно пиратам, если потребуется подвести под его фюзеляж группу захвата. Маршал ответил, что такое место им уже давно подобрано, это стоянка в 800-900 метрах от аэропорта Внуково 2. Тут же из работников 9 управления нами была сформирована группа захвата и приняты меры к охране аэропорта, так как 15:00 ожидали прилета Ле Зуана [генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии Вьетнама – прим. автора], встречать которого должен был приехать тов. Косыгин А.Н. с группой других товарищей. После этого мы дали на борт радиограмму, что принимаем условия пиратов и предложили им сесть во Внуково 1.

В 13:05 самолет ЯК 40 совершил посадку во Внуково №1 и по указанию тов. Бугаева Б.П. был загнан на стоянку в ловушку. Мы приняли меры и с помощью работников 9 обеспечили его [неразборчивое слово – прим. автора] c хвостовой части. Мы вступили в переговоры с пиратами и спросили, какие их требования. Старший бандгруппы Романов нервным голосом выкрикнул: «Немедленно заправьте самолет, потом будем вести переговоры!». Мы посоветовались с тов. Бугаевым и Антоновым, приняли решение подать заправщик, поставить его перед носом самолета, закрыв ему возможность вырулить на взлетную полосу, подать шланги в баки, но насосы для перекачки горючего не включать. Для того, чтобы лучше изучить обстановку и подходы к самолету, дали указания ст. оперупол. Московского УКГБ тов. Тюкову сесть в кабину заправщика и вместе с шофером подъехать к самолету. Что он и сделал. Когда заправщик стал подъезжать к самолету, бандиты увидели, что в кабине машины два человека, потребовали, чтоб немедленно один из них ушел, иначе они начнут стрелять пассажиров.

Чтоб усыпить их бдительность мы вынуждены были согласиться с их требованием, и тов. Тюкову была дана команда отойти от самолета, что он и сделал. Бандиты по каким-то признакам или по приборам обнаружили, что насосы не включены и что бензин в баки самолета не поступает, потребовали от нас немедленно включить насосы, заправить самолет, иначе через 5 минут начнут стрелять в пассажиров. Выслушав их ультиматум, мы спокойно передали им: в целях гуманности немедленно освободить раненых, иначе никакой заправки вам не будет.  «Нет», нервно выкрикнул главарь бандитской шайки Романов. «Никакой заправки не получите, если не отдадите раненых», — спокойно ответили мы. «Мы подумаем», — ответил бандит. «Отдавайте раненых, и мы включим насосы». Бандиты приоткрыли дверь и сбросили раненых. Вслед за этим мы включили насосы, стали заправлять самолет.

Мы послали к самолету машину скорой помощи, забрали раненных и как только она отъехала от самолета, мной был направлен офицер 9-го управления срочно через раненных выяснить обстановку в самолете. Один раненный был в бессознательном состоянии, второй сообщил, что бандгруппа состоит из молодых людей в количестве 4 человек. Она имеет на вооружении двуствольное охотничье ружье — 2 и мелкокалиберную винтовку. Взрывных устройств или гранат у них не было. Получив эти данные, я немедленно доложил тов. Андропову.

При этом мной был изложен план тов. Андропову, который заключался в том, чтоб незаметно со стороны хвоста под фюзеляжем самолета подвести чекистскую группу захвата, вооруженную автоматами. С Комитета срочно доставить камуфляжи с долларами. На аэродроме направить к самолету офицера КГБ для вручения «денег» бандитам. И в тот момент, когда с целью получения денег, они откроют дверь самолета, чекисты группы захвата забрасывают крюк, чтоб бандиты не могли закрыть дверь и штурмом взять самолет.

Тов. Андропов, не колеблясь, немедленно одобрил этот план и просил обо всем, что делается регулярно докладывать ему, что мы и делали.

стр 8

Фрагмент рукописного черновика докладной С.К.Цвигуна. Документ из семейного архива

стр 8_оборотная сторона

Фрагмент рукописного черновика докладной С.К.Цвигуна. Документ из семейного архива

         Мы стали ждать денег из Москвы, затягивая переговоры. В 15:00 на аэродром прибыл тов. Косыгин встречать Ле Зуана. Мы с маршалом тов. Бугаевым доложили ему о ходе подготовки операции и переговорах с бандитами.

Бандиты требовали срочно вручить деньги, обвиняли нас в том, что мы их дурачим. Они с каждой минутой становились наглее, ультиматумы от них шли один за другим. Они сводились к тому, что если мы через 5 минут не дадим денег, они перестреляют часть пассажиров. Напряжение нарастало. Диспетчер, сидевшая за пультом в переговорной, не выдержала, упала в обморок, ей была оказана помощь. Видя, что время уходит, а камуфляж с деньгами нам пока не доставили, мы пошли на затягивание переговоров. Мы прямо заявили, что 3 млн. долларов им сейчас дать в Москве не можем. В Москве в банке мы получили только 1.5, сейчас везем их на аэродром. Потребовали от бандитов в обмен на деньги выпустить всех пассажиров. Бандиты дали ответ, что они после получения денег согласны выпустить только половину пассажиров — мужчин, а вторую половину выпустят в Ленинграде после получения еще 1,5 млн. долларов.

Мы приняли их условия. В это время на Внуково 2 прибыл полковник МВД _______ и доложил мне, что он прибыл с ротой войск в количестве 170 человек и с бронетранспортером. Я ему ответил, что здесь нужно воевать не количеством, а умом. Попросил его убрать роту, чтобы ее не видели бандиты. Спросил, есть ли у него военнослужащие, одетые в пуленепробиваемые жилеты и каски? Получив удовлетворительный ответ, я попросил его срочно сформировать группу захвата и подвести ее незамеченной под фюзеляж самолета. Группу обеспечить радиосвязью и как только она сосредоточится под самолетом, доложить нам по радио. Прикрыть самолет с хвоста автоматчиками на случай если бандиты попытаются покинуть самолет. Получив подробный инструктаж, он уехал выполнять задания.

Вслед за этим на Внуково 2 приехал генерал-лейтенант тов. Алидин В.И., он доложил, что сотрудники УКГБ, в том числе и группы захвата сосредоточились на Внуково 1. Я ему рассказал о плане операции, просил поехать на Внуково 1 и подготовить еще свою группу, обеспечить ее крюками. Выслушав меня, тов. Алидин согласился и уехал на Внуково 1. Вскоре он мне доложил, что крюков и лестниц они на аэродроме не нашли, но сейчас разбирают какой-то забор и заимеют крюк и лестницы, и просил меня информировать его о ходе переговоров с бандитами. Я дал согласие.

В это время на аэродром приехал тов. Гусев, который привез 1000 долл. без камуфляжа. Я сделал ему серьезное замечание, и мы стали искать портфель. С трудом нашли портфель, набили туда бумаги, газет, прикрыли долларами. В это время мы получили сигнал, что группа захвата сосредоточилась под самолетом. Но несколько милиционеров нарушили конспирацию, появились на аэродроме. Бандиты дали ультиматум — немедленно убрать или они начнут стрелять. Мы дали указание уйти им с аэродрома, что ими и было выполнено.

Конечно, камуфляж желал много лучшего. На это нужно было время. Мы с большим трудом, в результате тяжелых переговоров выторговали у них еще 20 минут, которые они дали нам для вручения денег. В это время приехал на аэродром тов. Щелоков Н.А. Он подключился к операции и вместе с нами принимал активные меры к обезвреживанию бандитов. [«активные» — добавлено, написано сверху и поставлен значок вставки — прим. автора].

стр 10_оборотная сторона

Фрагмент рукописного черновика докладной С.К.Цвигуна. Документ из семейного архива

Записи на маленьких листках:

  1. 16:30 захват ЯК 40 бортовой номер 87607 Быково — Брянск. Командир корабля Кашин Иван Андреевич.

1а. 13:00 самолет сел в ловушку Внуково 1.

  1. Пассажир Гапоненко Владимир Григорьевич

Полковника — Родина Ивана Павловича

2а. Раненые: бортмеханик Никитин Николай Михайлович

  1. Романов В.Ю. 1953 г.р. житель Москвы не работал убит. Никифоров А.В. 1957 г. житель Москвы студент 2 курса Московского автомеханического техникума убит.

3а. Бондарев П.Ю. 1957 г.р. студент 2 курса автомеханического техникума

Жалнин В.В. 1957 г.р. студент 2 курса автомеханического техникума

житель Москвы. Арестованы.

Угон_борта_87607

Як-40 борт 87607 вскоре после штурма по освобождению заложников. Источник фото: Архивные документы МВД и КГБ, https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Угон_борта_87607.png

Это был непростой день…

P.S. В результате штурма никто из заложников не погиб, двое получили ранения. Из 4-х захватчиков самолета один был тяжело ранен (Никифоров, позже он умер в больнице), еще один (Романов) застрелился во время штурма, когда в самолет были брошены дымовые  шашки со слезоточивым газом и сопротивление было уже бесполезно. Как сообщает Википедия, третий угонщик — несовершеннолетний Жалнин (тогда ему было только 16), несмотря на свой возраст был осужден на 10 лет и после выхода из тюрьмы вскоре умер. Четвертый террорист — Бондарев — был признан психически невменяемым (Википедия намекает, что этому помогли его родители), отбыл 6 месяцев в психиатрической больнице. Скончался в Москве в 2006 году.  Командир корабля Иван Кашин и милиционер Александр Попрядухин за проявленное мужество получили звания Героя Советского Союза (19.12.1973).

Автор: Виолетта Ничкова

Использование материалов сайта разрешено только при условии активной ссылки на источник.

 

 

Автор generaltsvigun.ru

Оставьте комментарий