Сегодня, 12 мая 2016 г. посла РФ в Латвии Александра Вешнякова вызвали в Министерство иностранных дел Латвии. Как сообщает сайт newsru.com, «поводом для вызова российского посла стало его интервью местной газете «Вести недели». В интервью Вешняков, в частности, заявил, что Латвия и ряд других стран Запада целенаправленно демонизируют Россию. «Цель — ослабить Россию. Для этого, видимо, любые средства хороши, в том числе и откровенная пропаганда. За примерами далеко ходить не надо: это недавний «Би-би-си» и фильм уже латвийского производства «Генеральный план», — сказал посол…»
40 лет назад за фразу «Латвия и ряд других стран Запада», наверное, можно было бы легко попасть в психиатрическую клинику. Примерно также как за сегодняшние расхожие фразы вроде таких как «я тебе письмо послал пять минут назад, ты уже прочитал?» или «Буду в лесу, позвоню тебе». Мир изменился фантастически, а лучше всего прочувствовать это на контрасте позволяют старые архивы.

Первый секретарь ЦК КП Латвийской ССР А.Э.Восс и С.К.Цвигун, Саласпилский мемориальный комплекс Памяти жертв фашизма (г. Саласпилс, 18 км. от Риги). Сентябрь 1976 г. Фото из семейного архива
В сентябре 1976 года первый зампред КГБ СССР совершил рабочий визит в Латвию. Он побывал в Юрмале и Риге, он много общался с первым секретарем ЦК КП Латвии Августом Эдуардовичем Воссом, который занимал этот пост целых 18 лет (1966 — 1984 гг.). Сохранились редкие дневниковые записи деда об этой поездке, которые я публикую сегодня в сокращенном варианте.
Ремарка: напомню, как и новостной сайт newsru.com , что в апреле комиссия, созданная в Латвии для подсчета размеров ущерба, нанесенного Советским Союзом, опубликовала результаты своего исследования. Глава комиссии Рута Паздере заявила, что экономика Латвии понесла потери примерно в 185 миллиардов евро. Официальный представитель МИД России Мария Захарова после этого объявила в своем Facebook «конкурс на лучший комментарий» к новости об ущербе экономике Латвии». Думаю дать ссылку на эти воспоминания, которые, по-моему, имеют шансы на победу.
Из дневниковых записей С.К.Цвигуна за 1976 г:
Прибытие
1 сентября 1976 г. [дед прибыл в Ригу самолетом из Москвы — прим. автора]
«Через 1 час 20 мин. самолет благополучно приземлился на залитой солнцем дорожке и подкатил к новому, построенному всего два года назад из бетона, алюминия и стекла аэровокзалу.
Когда он остановился и летчик выключил моторы, к нам, как только мы сошли по трапу, быстро подошли: первый секретарь ЦК КП Латвии Восс, генерал-полковник Матросов, председатели КГБ прибалтийских республик генерал-майор Порк, генерал-майор Петкявичус, генерал-майор Кравченко – и.о. председателя КГБ Латвии, командование Прибалтийского и Северо-Западного пограничных округов. Меня крепко обнимает Восс, я здороваюсь со встречающими товарищами. Меня приглашает к себе в машину Восс, и мы уезжаем в город Юрмалу, в отведенную для меня резиденцию.
По дороге в Юрмалу
«…мы проезжаем по прекрасной асфальтированной трассе в город Юрмалу. Трасса обсажена соснами, березами, ольхой, сквозь которые просматриваются хвойные леса, яблоневые сады. Ближе к асфальтовой ленте дороги на белоснежных металлических ножках, разукрашенных под цвет березы, справа и слева возвышаются транспаранты с надписями: «В Юрмале 1300 мест отдыха для трудящихся, в Юрмале 130 столовых, ресторанов и кафе для отдыхающих, в Юрмале самый большой в Европе пляж – 30 км. Приезжайте отдыхать в Юрмалу, здесь прекрасный пляж, отличный морской воздух, калорийное и вкусное питание».
Миновав лесные массивы, мы въезжаем в город. Справа и слева среди зеленых газонов поднимаются белокаменные и краснокаменные особняки, вновь построенные санатории, ЖЭКовские и частные дома, возле которых цветут розы разных раскрасок – от лиловых, розовых, красных до черных бархатных, разноцветные астры, гладиолусы …. По утопающих в тени зеленых деревьев тротуарах в разные стороны, не спеша, проходят отдыхающие, спешат на работу с портфелями и сумками местные жители, в коротких плащах и юбках разной раскраски, обнажив свои красивые загорелые ноги, идут группами к морю веселые девушки. За ними в обнимку с милыми своему сердцу, облокотившись на их плечи, с папиросами в зубах шествуют несколько развязных, с длинными волосами в замасленных джинсах без рубах мужчин.
Наша машина, миновав их, повернула вправо, въехала в закрытый двор, остановилась перед прекрасным дворцом, построенным в стиле рококо. Меня провели во дворец на второй этаж и показали отведенные для меня апартаменты. Просторная прихожая, блестящие паркетные полы из дуба устланы красивыми коврами. Белоснежная, резная мягкая мебель, разукрашенная золотом, придавала стенам, задрапированным шелком и украшенным лепкой, величественный, благородный вид. Потолки расписаны фигурами из греческой мифологии и украшены лепкой, с них свисают венецианской работы ажурные хрустальные люстры. На стенах висели картины: Мадонна, обнажая красивую грудь, предлагает ее сидящему у нее на коленях младенцу (…)
Пробыв два дня в Юрмале (об этом я напишу в будущем отдельно), Цвигун направился в Ригу.
Переезд из Юрмалы в Ригу
3.9.1976
«Наша «чайка», в которой нахожусь я с первым секретарем ЦК КП Латвии Августом Эдуардовичем [Восс – прим. автора], обгоняя «Волги», «Москвичи», «Жигули» и грузовые машины, на повышенной скорости спешит в Ригу. Восс Август Эдуардович – блондин около пятидесяти лет, среднего роста, коренастый, с голубыми глазами, правильными чертами лица, с зачесанными назад короткими поредевшими волосами, небольшими мешками под глазами, одет в серый, скроенный по моде, костюм, в белоснежной рубашке с красным галстуком.

С.К.Цвигун (слева), А.Э.Восс (справа). Фото из семейного архива
Поворачиваясь ко мне, он сдержанно говорит: «Наша республика в этом году по всем основным показателям перевыполняет планы: зерновых в этом году соберем по 31-32 центнера в круговую, молока мы уже сдали государству 1 млн. 25 т.т. Наша бурая латвийская породистая корова очень продуктивная, она дает по десяти, а иногда и больше литров молока. Вот, полюбуйтесь!» — он показал пальцами в правую сторону. Я взглянул в окно автомашины: на зеленом ровном лугу, покрытым густой сочной травой, паслись тучные стада упитанных коров бурой масти.
«Наша порода коров стала популярна в мире, мы не только их отправляли в братские республики, но и экспортировали» — продолжил Восс. Вдоль дороги тянулся большой плодоносящий сад. Невысокие деревья с раскидистыми кронами, сгибали свои ветки, увешанные плодами яблок, слив, груш. Молодые девушки в разноцветных платьях и парни в комбинезонах ловко срывали плоды, укладывали в деревянные ящики и грузили их на автомашины. «Фрукты наши сочные, вкусные, не уступают своим сородичам из средней полосы. Мы их почти не храним, все отправляем в дома отдыха, санатории, детские учреждения и магазины. Наши колхозы и совхозы имеют от них немалые доходы. Мы гордимся своими колхозами, совхозами, особенно теми, которые занимаются рыбным промыслом. Наши рыболовы теперь имеют суда, которые ведут лов рыбы в открытом океане».
За разговорами быстро прошло время. Наша машина въехала в столицу республики – красавицу Ригу. Перед нашим взором открылась широкая полноводная река Даугава, по которой, перекликаясь гудками, шли пассажирские и грузовые суда, проносились быстроходные катера и моторки. Проехав через ажурный мост, наша машина, сбавляя скорость, пошла вдоль набережной. Я увидел взметнувшееся ввысь строящееся большое, похожее на железобетонный квадрат здание, спросил: «Август Эдуардович, что в нем думаете разместить?» — «Министерства республики, а высвободившиеся здания распределим под другие учреждения. Между прочим, одно из лучших зданий мы решили передать под Ваш комитет». – «Спасибо за заботу,» — ответил я.
В это время «Чайка» круто свернула вправо и, проехав, метров двести, остановилась возле большого комфортабельного здания. Здесь нас встретил начальник войск Прибалтийского и Северо-Западного пограничных округов, начальники политотделов, генералы и офицеры. Мы поздоровались с ними, прошли в дом партпросветработы, зашли в зал, поднялись на сцену, заняли места в президиуме, я открыл и стал вести совещание (….)

А.Э.Восс (слева), С.К.Цвигун (в центре). Фото из семейного архива

А.Э.Восс (в центре), С.К.Цвигун (справа). Фото из семейного архива
«После обеда мы провели совещание руководящего состава «О мерах по усилению охраны госграницы»
Обязательным в программе было возложение цветов в Саласпилском мемориальном комплексе Памяти жертв фашизма. Мемориал был создан в 1967 году на месте бывшего фашистского концлагеря «Куртенгоф», существовавшего во время Второй мировой войны на территории оккупированной нацистской Германией Латвии.

А.Э.Восс, С.К.Цвигун. Фото из семейного архива

А.Э.Восс, С.К.Цвигун. Фото из семейного архива

А.Э.Восс, С.К.Цвигун. Фото из семейного архива

А.Э.Восс (в центре), С.К.Цвигун (слева). Фото из семейного архива

А.Э.Восс, С.К.Цвигун. Фото из семейного архива
Официальная программа была дополнена выездом на охоту. Это отдельная история. Дед удивительно откровенно написал о своем отношении к охоте и о дискуссиях вокруг этической стороны вопроса с латвийскими товарищами. Скажем так, охотиться на беззащитных животных, особенно на красивых благородных оленей, он не хотел. А что произошло дальше — следите за блогом!

С.К.Цвигун (слева), А.Э.Восс (с ружьем). Фото из семейного архива
«Стреляйте или это сделаю я!» — с раздражением проговорил начальник охотохозяйства.
Я прицелился и выстрелил….
(продолжение воспоминаний С.К.Цвигуна о совместной охоте с первым секретарем ЦК КП Латвии А.Э.Воссом следует…)
Автор: Виолетта Ничкова