В 1980 г. отмечалось 60-летие Одесского Педагогического института им. Ушинского, исторический факультет которого перед войной закончил мой дед. Он не смог обойти вниманием такую дату и по просьбе тогдашнего ректора написал свои воспоминания об учебе в институте. Это редкий случай, когда сохранились в письменном виде личные воспоминания деда.

Обычно мой дед не вел дневников и не делал подобных записей, поэтому в семейном архиве воспоминания, написанные для Одесского института занимают совершенно особое место. 25 печатных страниц. Я еще не раз буду к ним возвращаться, потому что в них есть очень много «вкусного», они многогранны и помимо истории института затрагивают самые разные темы человеческих взаимоотношений.

Частью этих воспоминаний являются свидетельства деда, который вернулся в Одессу в начале войны уже в качестве сотрудника НКВД. До того, как попасть на работу в органы, Цвигун успел поработать сначала учителем истории старших классов, а потом и директором средней школы в г. Кодыма в Молдавии. Учительский опыт был очень показательным, но об этом в другой раз. Вот, что дедушка рассказывает в связи с обороной Одессы:

«…Вновь мне пришлось переступить порог института спустя 2 года [ в 1941 г. — прим. автора] по воле военной судьбы. Вероломное нападение фашист­ской Германии на нашу Родину застало меня на пограничной заставе в Молдавии. Через несколько дней после участия в боях на границе я по приказу наркома внутренних дел, вернулся в Кишинев, где вклю­чился в проведение крупных оперативных операций. Вскоре я был назначен заместителем начальника отдельной разведывательной груп­пы на Юго-Западном фронте».

По ходу рассказа приведу несколько документов, относящихся к описываемым событиям:

Юго Западный Фронт_линия

«Когда Одесса оказалась в осаде, наша группа под руководством полковника Балдина получила указание прибыть в осажденную Одессу. Из горящего порта Николаева, который штурмовали немецко-фашистские войска, мы с несколькими офицерами группы на торпедном катере под интенсивными бомбежками вражеской авиации и артиллерийским обстрелом ранним утром добрались до Одес­сы. В городе мы двинулись к месту дислокации недалеко от штаба приморской армии.

Проезжая в это военное, грозное время по Комсо­мольской улице мимо Педагогического института им. Ушинского, я с грустью вспоминал веселые студенческие годы, наш замечательный коллектив студентов и преподавателей и думал, где теперь находятся мои друзья-однокашники. Был уверен, что многие из них уже герои­чески сражаются с фашистскими захватчиками. Для меня же в Одессе начиналась новая боевая жизнь. Нам предстояло здесь работать, проводить серьезные оперативно-чекистские мероприятия, добывать для командования необходимую, как воздух, как пища, ценную разведыва­тельную информацию о намерениях и действиях противника.

Несмотря на огромную занятость, мне удалось вырвать 30-40 ми­нут и навестить свой студенческий дом. Я с большим волнением зашел в его пустующие, полуразрушенные аудитории. Застал там только нес­колько стариков, которые охраняли это здание днем и группу сту­дентов. Эти ребята при встрече со мной рассказали, что они после окончания учебного года не смогли уехать на каникулы, так как их родители проживают на территории, которую уже оккупировал враг.

Они остались в институте и ежедневно осаждают райвоенкомат с требованием быстрее призвать их в армию. Пока же они в ночное время дежурят во дворе и на крыше здания института, чтобы своевре­менно обнаруживать и сбрасывать зажигательные бомбы фашистов. Студенты выглядели очень уставшими с впалыми от бессонницы гла­зами, но настроение у них было очень боевое. По их просьбе я рассказал об обстоятельствах вероломного нападения фашистской Германии на нашу Родину и об обстановке на фронтах. Ребята выра­зили непоколебимую веру в нашу победу и сказали о своей готов­ности бороться с врагом, не жалея своей жизни. Расставаясь с этими юношами, я был твердо уверен, что это будут настоящие советские воины.

Несмотря на массовый героизм защитников Одессы, врагу удава­лось продвигаться к городу. Из него по ночам постепенно начали эвакуировать раненых, партийно-советский актив, ценнейшее обору­дование. По решению обкома партии и ЦК ВКП(б), советского прави­тельства и органов государственной безопасности создавались под­польные группы, которые в случае захвата города фашистами должны были бить их, укрываясь в одесских катакомбах.

Две группы, сформированные центром с нашим участием, возглавили ставшие впоследствии легендарными героями Совет­ского Союза Молодцов и Колошин. Мне пришлось непосредственно гото­вить этих чекистов к смертельно опасной борьбе.

Наступил день, когда по приказу верховного главнокомандования наши войска должны были оставить Одессу. Мы обратились к командо­ванию фронта разрешить нам тоже остаться в Одессе для подпольной работы. Но нам приказали вместе с отходящими кораблями уйти из Одессы и прибыть в управление особых отделов Юго-Западного фронта.»

На линию фронта

«Мы вместе с красноармейцами, моряками, гражданскими лицами на воен­ных кораблях, как и другие, под покровом темноты покинули Одессу. Настроение у всех было крайне тяжелое. Над кораблями время от вре­мени справа и слева по борту со свистом проносились снаряды, па­дали авиационные бомбы, раздавались глухие взрывы, слышались крики, проклятия в адрес фашистов, но, когда скрылась окутанная дымом по­жарищ за горизонтом Одесса, начальник разведгруппы полковник Балдин, который обладал хорошим голосом, запел песню про любимую Одессу, о том, что мы снова вернемся в свой город, и Одесса нас встретит как хозяев, солнце Черноморья снова нам будет сиять.

Эти слова оказали огромное эмоциональное воздействие на всех, кто был на палубе, раненые подхватили песню, солдаты-баянисты зааккомпанировали ей в такт, песня росла и ширилась и вскоре охватила все палубы ко­рабля. Затем она перекинулась с нашего корабля на другие суда, ко­торые шли в кильваторном строе вместе с нами. Мы все верили, что настанет день и все жители Одессы, покинувшие ее в грозный период Великой Отечественной войны, вернутся домой, что ее защит­ники, в том числе и студенты, окончившие учебные заведения в этом славном южном городе, прибудут снова в нее, чтобы поклониться тем, кто ее защищал, кто отдал жизнь за нашу великую Победу, чтобы вспомнить и поблагодарить своих профессоров, преподавателей, до­центов и аспирантов, всех тех, кто в юности помог им получить зна­ния, специальность и выбрать правильный путь в жизни.

В день 60-летия педагогического института им.Ушинского мне от всего сердца хочется поблагодарить всех своих профессоров, до­центов и преподавателей, всех тех товарищей, у которых мне приш­лось учиться не только в аудиториях института, но и на примерах их жизни, воспитывать в себе те лучшие черты, носителями которых они были.

Я склоняю голову перед теми студентами, профессорами и препо­давателями, которые отдали свои жизни, защищая нашу великую Родину…»

Одесса_награждение за оборону

 

Автор: Виолетта Ничкова

Использование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки на источник.

Автор generaltsvigun.ru

One Comment

  1. […] Подробнее об этом я уже писала в своей статье «Воспоминания деда об обороне Одессы». Для меня и моей семьи большая честь, что Семена […]

    Нравится

    Ответить

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s